Доклад М.И.Ващенко, заведующего Регентского отделения при Санкт-Петербургской Духовной Академии, прочитанный на Третьем Московском певческом Семинаре 1999 года
Главная и существенная задача церковного пения - располагать присутствующих в храме к молитвенному настроению и поддерживать его в них, дать возможность молящимся отрешиться от всего мирского, почувствовать себя как бы в ином мире. "В храме стояще, - на небеси стояти мним", - говорится в одном из молитвословий.
Во время Богослужения хор выполняет высокое и священное дело - возносит во всеуслышание молитвы Церкви от имени всех молящихся. Поэтому хор и регент не должны исключать себя из числа молящихся. Они обязаны разумно понять песнопение, проникнуться его содержанием и передать его во всеуслышание так, чтобы все присутствующие в храме могли настроиться на молитву. Пение, которое выражает лишь хороший вокал и сложную гармоническую структуру, чем отвлекает внимание молящихся от понимания текста молитвословий, не должно быть допускаемо в храме. Дрожание, замирание, вздохи голоса и все другие музыкальные приемы, которые изобрело искусство для потрясения нервов слушателя, для возбуждения в нем нервного восторга также не должны иметь места в храме. Истинное церковное пение требует благоговейного выражения, происходящего из внутренней молитвы, сосредоточения ума и сердца, внимания ко времени, месту и предмету торжества или богослужебного действия. Однако, при таком понимании служебной роли церковного пения есть опасность впасть в противоположную крайность, когда богослужебное пение может быть слишком грубым вокально и музыкально безграмотным. В церковном пении должны иметь место умеренность, разумность, красота, во всем гармония и, конечно же, молитвенность. А если у нас еще существуют хоры, далекие от правильного понимания своего предназначения, то в этом виновна не сама система (монодия или партес), а отсутствие церковности в его исполнителях. Наша задача найти пути к воцерковлению таких хоров, а, главное, их руководителей. Всем известно бытующее выражение, что "регент - душа хора". Он объединяет всех певцов в одно целое, придает хору лицо, выражается в хоре. Поэтому связь между регентом и хором должна быть самой тесной, нарушение ее невыгодно отражается на всем хоре. Служение регента весьма ответственное и только тот, кто достиг регентской премудрости, может выступить в качестве регента. Но для этого необходима теоретическая и практическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в изучении музыкальных предметов, в достаточном усвоении церковного Устава и в твердом знании церковного пения. Практическая подготовка состоит в том, что регент должен уметь управлять хором, грамотно проводить спевки, правильно готовиться к богослужению, быть в контакте со священнослужителями, иметь педагогический такт.
Всенощное бдение начинается пением 103 псалма. При этом открытые царские врата и каждение фимиамом всего храма символически изображают жизнь первых людей в раю. Псалмопевец, находясь в восторженном состоянии от премудрости, величия и красоты сотворенного Богом мира, находил в пении наилучшее средство для выражения высокой духовной настроенности при созерцании творческих дел Божиих. Подводя итог всему сотворенному, псалмопевец в конце псалма восклицает: "Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь. Да усладится Ему беседа (песнь) моя, аз же возвеселюся о Господе" (Пс.103, 33-34). К сожалению, за Всенощным бдением исполняются лишь несколько стихов этого чудного псалма. Не плохо было бы этот псалом исполнять таким образом, чтобы канонарх читал текст, а хор исполнял традиционные припевы. Мелодия 103 псалма должна быть величественная, торжественная и в то же время спокойная. Этот замысел прекрасно выражен в греческом распеве. В гармонизации этой мелодии не должно быть порывистых и шумных изображений восторга при прославлении Творца вселенной, т.к. это противоречит понятию о равноангельском бесстрастии славивших Бога насельников рая. В этом песнопении также невозможно употребление ярко выраженных диссонансов, которые будут противоречить полной душевной гармонии обитателей рая. Не следует также исполнять это произведение в минорном наклонении. Образцом для гармонизации греческого распева предначинательного псалма могут быть переложения А.Львова и Г.Львовского. Русские композиторы постоянно обращались к мелодии греческого распева и делали свои гармонизации. Например, П.Чесноков сделал даже несколько гармонизаций.
После великой ектений следует пение 1-го антифона 1-й кафизмы: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых" с припевом "аллилуиа". В содержании этого антифона даются советы Псалмопевца, как сохранить праведность и непорочность, живя среди нечестивых. Здесь звучит нота и о потерянном рае. Обиходная мелодия представлена знаменным, киевским и греческим распевами. Имеются гармонизации этих распевов. Композиторы писали оригинальные сочинения в переменном мажорно-минорном наклонении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.