Воскресное всенощное бдение. Роль хора и регента в богослужебном пении. Краткая характеристика литургических молитвословий и принципы подбора песнопений, страница 2

Псалом 140-й ("Господи, воззвах") есть наивысшая степень слезной мольбы к Богу изгнанного из рая грешника, поверженного на землю, полную волчцов и терний, как в некую темницу, выхода из которой жаждет заключенный. Пение "Господи, воззвах" в настоящее время в основном исполняется киевским распевом на все 8 гласов. Глас указывается Церковным Уставом в тексте стихир текущего гласа или праздника. Стихиры относятся к изменяемым песнопениям и носят разный характер. Киевский распев, имеющий ограниченное число мелодических строк, не может быть точным выразителем содержания текстов, т.к. для этого понадобилось бы большое количество попевок, подобно знаменному распеву. Однако, киевский распев в настоящее время имеет преимущества над другими распевами. Его простые мелодии не затемняют содержание текста, им легко распевать ненотный текст, а читок не удлиняет время для пения многих стихир. Все это делает киевский распев практичным в исполнении, им пользуются повсеместно.

В заключение пения стихир на "Господи, воззвах" в воскресные дни и в праздники святым исполняется один из восьми Богородичен-Догматик. В нем излагается возвышенный догмат о воплощении от Приснодевы Марии Христа Спасителя, Который Своим воплощением, крестной смертью и воскресением возвратил людям утерянный рай. Пение догматиков бывает киевским распевом по стихирному напеву, а также знаменным распевом монодией и в разных гармонизациях.

Пение вдохновенного вечернего гимна "Свете Тихий..." занимает особое место в чине вечерни. Склоняющийся день к солнечному закату с его тихим и спокойным вечерним светом напоминает нам вечер земной жизни и побуждает обратить наши взоры к Иисусу Христу - этому "тихому свету святыя славы Бессмертнаго Святаго и Блаженнаго Отца Небеснаго", - Иисусу Христу, Который может и наши души осветить светом славы Отца Небесного. Исходя из текстуального смысла этого гимна, хор должен начинать его пение на слабой динамике, в умеренно медленном темпе и певучим штрихом. Начиная со слов "пришедше на запад солнца", можно постепенно увеличивать динамику и скорость темпа, чтобы заключительное славословие "темже мир Тя славит" прозвучало в громких мажорных аккордах. Такое окончание оставляет впечатление вселенского прославления всеми живущими на земле Сына Божия - Источника мировой жизни, т.к. Им, по выражению св.ап.Павла, мы "живем и движемся и есмы".

Навеянная на нас закатом солнца мысль о вечере земной жизни как нельзя лучше выражается в молитве св.Симеона Богоприимца" "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром..." (Лук. 2, 29-32). Эта молитва читается или поется после сугубой и просительной ектений и следующих за ними стихир на стиховне.

Поскольку "Ныне отпущаеши" есть предсмертная молитва блаженного старца, то композиторы сочиняли ее чаще всего в минорном наклонении и только в конце песнопения иногда придавали сочинению светлый оттенок упования и надежды.

Заканчивается чин вечерни на воскресные дни радостным приветствием архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии: "Богородице Дево, радуйся..." В этом песнопении изливается радостное и светлое чувство, пришедшее на смену тяжелой мысли для человеческого сознания о смерти. Так как радостное чувство всегда оживляет человека, то и пение приветствия Архангела должно сопровождаться светлыми мажорными созвучиями.

При пении следующей за шестопсалмием великой ектений и особенно при пении "Бог Господь и явися нам..." освещение храма постепенно увеличивается в ознаменование явления в мир Христа Спасителя, Который есть "свет во откровение языков". "Бог Господь" и следующие за ним воскресный тропарь и Богородичен поются на положенный Уставом один из восьми гласов. Мелодии гласов на "Бог Господь" значительно разнятся от мелодий на "Господи, воззвах", чем вносится разнообразие в обиходном пении.