Воскресное всенощное бдение. Роль хора и регента в богослужебном пении. Краткая характеристика литургических молитвословий и принципы подбора песнопений, страница 5

При использовании сочинений этого разряда регент методом церковно-музыкального анализа может использовать лучшие из них и не исполнять концертные или малограмотные.

Наконец, вся церковно-певческая литература имеет еще хоровую видовую структуру, т.е. имеются одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и многоголосные сочинения. За трехчасовой период пения Всенощного бдения каждому виду найдется свое место. Например, для монодии прекрасным материалом могут послужить знаменного распева догматики, степенные антифоны, воскресные тропари после Великого славословия, а в праздники и стихиры на Литии. Для торжественного партесного пения можно применить Предначинательный псалом, Свете тихий. Хвалите имя Господне, Великое славословие, Взбранной Воеводе. Для простого обиходного пения ектений, Сподоби, Господи, Благословлю Господа, величания, окончание Всенощного бдения. Для осмогласного пения отведены все стихиры, тропари, кондаки, ирмосы, прокимны. Некоторые песнопения отведены и для народного пения, такие как Богородице Дево, радуйся, Воскресение Христово видевше, Величит душа Моя Господа. Все перечисленное может быть с успехом использовано при подборке песнопений на Всенощное бдение. Занимаясь подборкой песнопений, регент обязан учитывать следующие аспекты: содержание литургического текста, временной фактор годового круга, стилевые особенности песнопений, родственность тональностей, тоны священнослужителей.

При исполнении песнопений регент должен избегать тех недостатков, которые встречаются в пении церковных хоров.

1. Излишняя торопливость не позволяет следить за содержанием текста и нарушает одновременное произношение слов.

2. Очень медленное пение делает его вялым и безжизненным.

3. Недопустимо крикливое или слишком тихое пение, чрезмерное задержание "любимых" нот.

4. Частая перемена тона раздражает священнослужителей и молящихся.

5. Большие паузы перед началом и в средине песнопений также недопустимы, пение должно быть непрерывным.

К недостаткам можно отнести и неправильное произношение текста песнопений, например:

1. В пасхальном каноне ирмос 1-й песни поют: Христос Бог наш приведе... а следует петь: -нас - преведе.

2. Тропарь 4-го гласа поют: Светлую воскресения проповедь от ангела увидевше Господни ученицы и праведное осуждение отвергше... а следует: - уведевше - прадеднее.

3. После Евангелия поют: Воскресение Христово видевше... распятие Бог претерпев... а следует: распятие бо претерпев.

4. В 9-й песни канона на Введение во храм Пресвятой Богородицы поют: Яко одушевленному Божию кивоту... истинно выше всех еси... а следует: высши. Наблюдается и неправильное деление текста на строки, например:

1. В последовании панихиды поют: Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую да обрящу и аз путь покаянием... а следует: Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием.

2. В тропарях по непорочных допущена ошибка в Обиходе: Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во Едином существе с серафимы зовуще... а следует: Троице во Едином существе, с серафимы зовуще.

Нередко слышится и неправильное ударение в словах, например: Блажен муж, в Бог Господь 4-го гласа - во имя Господне, в ектениях - Господи, помилуй, Помилуй мя, Боже (50-й псалом после Евангелия на утрени) и т.д.

Все указанные и другие недостатки легко устраняются при большей внимательности к делу церковного пения самого регента и певчих.

В заключение хочу высказать пожелание регентам, чтобы они помнили, что их устами произносится и возносится к престолу Божию молитва всех предстоящих и что каждое произносимое ими слово должно проникать в слух и душу каждого молящегося в храме.