Воскресное всенощное бдение. Роль хора и регента в богослужебном пении. Краткая характеристика литургических молитвословий и принципы подбора песнопений, страница 3

После пения кафизм совершается торжественная часть Утрени - полиелей. Начинается она величественным и торжественным пением "Хвалите имя Господне". Эти стихи псалмов (134, 135) с припевом "аллилуиа" исполняются знаменным, киевским, греческим, болгарским и сербским распевами в одноголосном варианте и в гармонизациях многих композиторов. Поскольку Устав не предписывает гласового исполнения этого песнопения, то композиторами написано много оригинальных сочинений. Непонятно лишь почему для хвалебного и ликующего по характеру песнопения композиторы часто сочиняли для него музыку в минорном наклонении.

Следующие за этим воскресные тропари по непорочных "Ангельский собор удивися" с припевом "Благословен еси, Господи..." - творение св.Иоанна Дамаскина - хотя обычно поется на 5-й глас, по Уставу не имеют гласового значения. Имеются хорошие гармонизации этих тропарей знаменного и греческого распевов, которые изложены несложной гармонией с приятным для слуха и души звукосочетаниями.

На воскресном Всенощном бдении далее положено петь степенные антифоны текущего гласа. В Обиходе они имеются только в знаменном распеве. Гармонизация произведена под ред. А.Львова. Имеются еще в гармонизации А.Львова антифоны греческого распева.

Пение канона на Утрени имеет особое значение. Каноны древних византийских песнотворцев (преп.Романа Сладкопевца, св. Иоанна Дамаскина и др.) написаны поэтической формой, между ирмосами и тропарями имеется текстуальная и музыкальная связь. Тропари византийских канонов соединяются посредством акростиха (греческое название стихотворения, в котором начальные буквы отдельных стихов, прочитанные вместе, представляют какое-либо имя или изречение), точным соответствием числа слогов и созвучием гласных в конце двух последовательных стихов, что благоприятно отражалось на их мелодике и ритмике. В переводе на церковнославянский язык вдохновенная лирика византийских канонов с потерей поэтической формы, не утеряла внутреннее содержание, которое представляет целую энциклопедию нравственных и богословских познаний, изложенных в доступной для всех форме. Такое содержание канонов выделяло их из общего чинопоследования утреннего Богослужения и привлекало особое внимание клира и мирян к их совершению. К сожалению, в настоящее время отношение к отправлению канона резко изменилось. Поются только ирмосы и катавасия, а тропари читаются в сокращенном варианте и подчас мало выразительно. От прежних времен остался только пасхальный канон, который исполняется певчески. Собрание ирмосов на все восемь гласов составляет целую книгу Ирмологий, В 19 веке воскресные и праздничные ирмосы подверглись гармонизации в Обиходе ППК под ред. А.Львова и Н.Бахметева, а в Обиходе Синодального хора под ред. А.Кастальского. Для написания оригинальных сочинений композиторы, за исключением отдельных, не употребляли тексты ирмосов как таковых. Вероятно, это и к лучшему, т.к. содержание текста удобнее донести до молящихся простым обиходным пением.

По ходу утреннего Богослужения пение светильное, хвалитных псалмов и стихир на "Хвалитех" предшествовало рассвету дня. Как только на небосклоне загоралась утренняя заря, предстоятель клира громко возглашал: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Этим подавался знак певцам начинать пение Великого Славословия Источнику и Подателю физического и нравственного света. "Всякое дыхание" обязано хвалить и славословить своего Господа, показавшего после ночного мрака дневной свет. Великое Славословие, как песнопение самоподобное, т.е. не зависящее от гласовой мелодии, излагается по свободным мотивам композиторов. Словесная форма множественного числа, присущая Великому Славословию ("Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя..."), предполагает в этом песнопении полифоническую гармонию. В собраниях духовно-музыкальной литературы имеется много содержательных авторских сочинений. Отдельные композиторы написали даже не одно произведение на данный текст. В Обиходе Великое славословие распето знаменным и киевским распевом, на них имеются разные гармонизации. К сожалению, эту торжественную утреннюю песнь чаще всего можно услышать на монотонном читке в быстром темпе и на двух аккордах минорного наклонения.