Воскресное всенощное бдение. Роль хора и регента в богослужебном пении. Краткая характеристика литургических молитвословий и принципы подбора песнопений, страница 4

В заключение Всенощного бдения после 1-го часа поется кондак: "Взбранной Воеводе победительная..." По содержанию это величественный и торжественный гимн Божией Матери, Имущей державу непобедимкую. На этот кондак написано много музыкальных сочинений, но, мне кажется, лучшим из них является сочинение Д.Яичкова по напеву Ипатьевского монастыря. Слушая его в исполнении мужского хора под управлением архим. Матфея, можно представить победное шествие Владычицы мира.

Весь певческий материал можно разделить на три больших раздела: обиходное пение, гармонизации распевов и авторские композиции.

Обиходное пение является главным разделом Богослужебного пения, т.к. сюда входят все неизменяемые и изменяемые песнопения. Неизменяемые - это те, которые ежедневно поются по своим самоподобным мелодиям. К изменяемым относится все то, что подчиняется правилам осмогласия. Осмогласие с его распевами знаменным, киевским, греческим, болгарским и сербским представляет довольно обширную область церковного пения. Это стихиры, тропари, кондаки, ирмосы, прокимны догматики, степенные антифоны и прочее. Поэтому, каждый церковный хор обязан хорошо знать обиходное пение, которое при отчетливом и благоговейном исполнении лучшим образом доносит содержание текста до слуха молящихся.

Обиходное пение существует в одноголосном и многоголосном изложении. Первое содержится в нотных книгах Синодального издания, в Спутнике Псаломщика, второе - в Обиходах ППК под редакцией А. Львова, Н.Бахметева и 1888 года, в Обиходе Синодального хора под редакцией А. Кастальского и Обиходах некоторых монастырей. При использовании обиходного пения регенту необходимо пользоваться печатным изданием указанных Обиходов, т.к. разного рода рукописные варианты привносят много погрешностей со стороны мелодии и гармонии.

При рассмотрении этого вопроса мы должны учесть еще один аспект проблемы. Наше церковное пение мы должны приводить к минимальным вариантностям. Это нужно для молящихся и самих певчих. Правда, есть мнение, что единообразие создает монотонную скуку и красота пения в его многообразии. Но такой подход не объединяет, а разъединяет приходское пение. Это тонкий протестантский метод в области церковного пения. Такое мнение не учитывает того фактора, что за Всенощным бдением, особенно праздничным, употребляется несколько гласов, которые исполняются разными распевами и напевами. Это образует такую многообразную палитру мелодий, что о монотонности говорить не приходится.

Второй раздел составляют так называемые переложения или гармонизации церковных распевов. Он весьма обширен и может давать материал для служб целого года. В печати существует множество таких гармонизаций, выбор из которых лежит на обязанности регента. Его церковность и художественный вкус подскажут, на что нужно обратить внимание при использовании таких песнопений. Однако, здесь можно рекомендовать гармонизации прот.П. Турчанинова, Д.Бортнянского, Г.Львовского, Д.Соловьева, С.Смоленского, А.Архангельского, А.Кастальского, П.Чеснокова и др.

Третий раздел, состоящий из авторских композиций, самый обширный, разнообразный и, можно сказать, спорный. Сторонники монодии его не признают, другие же имеют отрицательное мнение лишь о некоторых композиторах и их сочинениях. В последнем есть доля правды, т.к. мало сведущие в церковной тематике композиторы писали свои сочинения без осмысления литургического текста. Многие же авторские сочинения прочно вошли в клиросную практику и являются достоянием Обихода. В конце 19 и начале 20 века композиторы стали писать циклическую музыку, это неизменяемые песнопения Всенощного бдения и Литургии. Например, всем известны песнопения Всенощного бдения А.Архангельского, П.Чеснокова, С.Рахманинова, М.Ипполитова-Иванова, П.Чайковского.