Церковно-певческое образование

Страницы работы

Содержание работы

Сайт СПбДА

Церковно-певческое образование

В начале 18 века большое значение приобрели вопросы образования. По распоряжению Петра создаются архиерейские училища и семинарии. Петербургские архиереи от Феофана Прокоповича до Гавриила Петрова с особой тщательностью заботились об обучении не только будущих церковнослужителей, но и всего народа церковному пению. Связано это было не с их "художественными" интересами, а с заботой о сохранении православной культуры в среде петербургских жителей и о профессионализме священно- и церковнослужителей, немыслимом без певческого мастерства. Церковная иерархия в качестве исходного и наиболее многочисленного компонента включает в себя причетников, церковнослужителей -иподиаконов, чтецов, певцов. Они получают специальное поставление, а в службе выполняют функцию в основном интонационно-певческую, т. к. правила приписывают им "не прикасаться к сосудам священным и в трапезе ничего не подносить, даже не имея места в диаконнике или ризничей комнате" (правила Лаодикийского собора; цит. по: Болховитинов, 129).

Следующая ступень церковного поставления - диакон. Должность диакона - помогать епископу и пресвитеру в совершении Евхаристии, подавать ее присутствующему народу и относить к отсутствующим. Вторая функция диакона - "побуждать народ к молитве и возглашениями возбуждать внимание и показывать, когда какая часть Божественного служения начинается... В некоторых случаях диаконы сами даже пред оглашенными читали молитвы, дабы научить их, как должно молиться. Все сии диаконские возглашения по причине соединенного с ними внимания и напряжения названы ектеньями, то есть напряжениями. Сами же диаконы провозвестниками или кликунами по подобию известных в древности кликунов или герольдов, употреблявшихся в собраниях" (Болховитинов, 115).

Для должного исполнения диаконских функций владение певческими навыками необходимо. Для службы Пасхи в 1756 в петергофской придворной церкви Петра и Павла специально отыскиваются 3 московских, диакона и отправляются в СПб. Выбраны те диаконы, которые имели самые громкие и чистые голоса (РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 144, л. 15).

Другая важная диаконская функция - учительская. Именно петербургские дьячки и диаконы были в городских школах учителями начал знаний - чтения и пения.

В архивах сохранилось достаточно свидетельств того, что дьячки и диаконы в СПб часто поставлялись из певчих. Диакон Семенов в 1718 взят из Москвы из синодальных иподиаконов в придворные певчие в СПб, а в 1720 посвящен в диаконы Исаакиевского собора (РГИА, ф. 796, оп. 3, д. 900). Певчий домовой церкви царицы Прасковьи Федоровны Филипп Константинов в 1721 определен диаконом (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 1, д. 95). Певчий синодального дома Михаил Леонтьев, басист, в 1727 отправлен из Москвы в СПб, где становится придворным диаконом (РГИА, ф. 796, оп. 8, д. 267; ф. 469, оп. 14, д. 2, л. 129 об. - 30). В 1741 определен диаконом в церковь Симеона и Анны поддьяк Троице-Сергиевой пустыни Иван Андреев (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 1, д. 2140). Певчий домовой церкви графа А.П.Бестужева-Рюмина определен в 1749 дьячком Петропавловского собора (Там же, д. 3353). В 1765 певчий консистории произведен в диаконы церкви Симеона и Анны (Там же, д. 6221). Определен диаконом в 1770 Максим Яновский, певчий дома графа А. Г. Разумовского (Там же, д. 8161). В церковь Сухопутного шляхетного кадетского корпуса определен в 1786 дьячком Ефим Ильин, певчий Новгородского архиерейского дома (Там же, д. 13142). В 1792 и 1794 посвящены в стихарь певчие Петропавловского собора Иван Кемский, Петр Михайловский, Михаил Афанасьев и Аверкий Егоров (Там же, д. 15287, 16203).

Следующей ступенью церковной иерархии является чин иерея, священника. Важнейшая его функция - совершение таинства Евхаристии. Но для действия священника в церковной службе также важны и певческие его умения: священнические возглашения, особым образом читаемое Евангелие, участие в пении - все это входит в интонационное единство литургии.

Петербургские священники поставлялись как из диаконов, так и из певчих. Певчий князя А Д Мепшикова в 1718 назначается священником ораниенбаумской Троицкой церкви (РГИА, ф 796, оп 16, д 284) Дмитрии Герасимов, синодальный певчий с 1718, определен в 1749 иподиаконом, а затем в 1752 священником церкви Николая Чудотворца (РГИА, ф 834 оп 4, д 752, ф 796, оп 30, д 228, оп 33, д 101). Певчий домовой Благовещенской церкви князя Д М Голицына произведен в 1763 в священники (ЦГИА СПб , ф 19, оп 1, д 5493) Михаил Арсеньев, певчий домовой церкви князя М Л Воронцова, определен в 1767 в священники (Там же, д 6649) Священник собора Св. кн. Владимира Николай Макаров был поставлен из певчих Казанского собора, где научился читать и петь по нотам (ЦГИА СПб , ф 1007, оп 1, д 40). Поводом для исключения из духовного сословия могло служить "косноязычие и отсутствие голоса" Такая участь постигла Ефима Матвеева, дьячка Исаакиевского собора в 1771 (ЦГИА СПб, ф 19, оп 1, д 7873).

Итак, церковно -певческая среда СПб 18 в не была замкнутой "артистической" средой, но естественно входила в целое церковной иерархической организации. Певческие умения и навыки являлись важным компонентом профессионализма церковных деятелей. Именно поэтому в семинариях и архиерейских школах пение было одним из основных предметов Все ученики семинарии, готовясь к священнослужению, проходили этап певческой деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе