Церковно-певческое образование, страница 5

В приходских училищах также были неразрывно между собой связаны чтение и пение. Одно из первых приходских училищ было открыто в Сампсониевском приходе. Его учителю, "безместному бывшему архиерейскому певчему" Афанасию Кириллову, дано в 1722 разрешение на учение детей чтению и пению. Синод берет под свой надзор качество учения детей в приходах. Инспектором всех петербургских учителей назначается иеродиакон Иродион Тихонов (РГИА, ф. 796, он. 3, д. 926).

С 70-х гг. при Исаакиевской и Казанской церквах содержатся хоры малых певчих. Здесь изучают русскую грамоту, простую и партесную ноту, готовят учеников к дальнейшей деятельности в церкви (многие петербургские диаконы и священники получили первоначальное образование в этих хорах).

В 1781 указом от 16 февраля содержание Исаакиевского училища определяется за счет Кабинета Екатерины II (ЦГИА СПб., ф. 792, оп. 1, д. 3145, л. 1 - 2).

Содержание хора малолетних певчих при Петропавловском соборе организуется "от неполного комплекта священнослужителей". Вместо положенных в 1750 по штату 5 дьячков и 5 пономарей определяются в штат 3 дьячка и 3 пономаря "со способностями к хору". Высвободившееся жалованье идет на содержание и обучение малых певчих. Один старший дьячок Петропавловского собора выполняет учительскую должность, 2 других обязываются помогать первому. Ключарь наблюдает за обучением певчих. Малые певчие - это сироты священно- и церковнослужителей. Живут они вместе с певч. учителем в специально купленном церковном доме (РГИА, ф. 816, оп. 1, д. 9).

В конце века в Петропавловском соборе "дьячки все по ноте обучены и поют исправно, а малолетние певчие обучаются с довольным успехом по прилежности и особливому рачению учителя" (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 6, д. 208).

В 1789 приходских училищ в СПб было много: "при церкви Казанской, Ямской, Владимирской при дворцовых слободах, церкви Вознесения, Симеоновской церкви, церкви на Сенной, ц. при Богодельнях при Смольном монастыре, при Андреевской церкви на Васильевском острове, при ц. Благовещения, церкви Введения на Петербургской стороне, церкви Самсона на Выборгской стороне, при Исаакиевской церкви, при церкви Морской" (Там же, оп. 1, д. 14288). Обучением детей пению здесь также занимаются дьячки и дьяконы.

В церкви Благовещения на Васильевском острове учат "как церковному пению так и партесу, и нынче уже в церкви поют концерты, к сему обучению избран из дьячков знающий партесу Григорий Сергеев" (Там же, д. 14288, л. 15). В церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря ученики приходят в назначенное время, "чтобы они к пению простому привыкали под присмотром и руководством дьячка Романа Алексеева". В церкви Великомученика Пантелеймона монах дьячок Никифор Артемьев обучает нотному Октоиху. В церкви Симеона Странноприимца дьячки Иван Николаев и Василий Матвеев обучают детей приходского училища пению на литургии. Дьячок Василий Третьяковский обучает церковному пению в Андреевской церкви. В церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной для обучения в народной школе мальчиков нотному пению определены 2 дьячка - Иван Ерофеев и Алексей Кузмин. В церкви Введения Богородицы диакон Пафнутий Антонов и дьячок Стефан Федоров обучают нотному пению, "исправляя оную должность с усердием"; ими составлен "приличный священнослужению хор" (Там же, л. 9, 10, 11, 14, 16, 17).

Хоры приходских училищ участвовали в богослужениях в своих церквах. Певческое обучение здесь, как и в семинариях, было направлено на богослужебную практику, было связано с религиозным просвещением.