Церковно-певческое образование, страница 7

Капитан капельмейстер Ведель вместе со смотрителем вокальных классов капитаном Кириллом Захаровым подбирают (1707 - 1738) способных детей и обучают их с целью "укомплектования певческого хора". Сохраняется прежнее число учеников, для того чтобы "можно иметь навсегда в готовности для доставления Его Величества двору требуемого числа певчих" (ЦГИА Украины, ф- 1958, оп. 1, д. 80, л. 3, 6, 13, 16, 17; д. 1064).

Таким образом, бесперебойно на протяжении почти всего 18 в. (от 30-х гг. до его конца) работала система учебных классов в Малороссии по подготовке певчих ко двору. Основыне черты ее: целенаправленный характер обучения, взаимосвязанность певческого (в конце века "вокального") и инструментального направлений образования. Максим Канцевич уже объединяет функции учителя вокальной и инструментальной музыки, в отличие от традиционной в церк.-певч. образовании фигуры певческого учителя.

При петербургском дворе в 1740 указом Анны Иоанповпы была открыта школа для подготовки муз-тов (Xарлампович, 193 - 95). Здесь обучают нотному пению и игре на инструментах. Музыкантскими учениками становятся многие певчие.

В певч. хоре малых певчих обучали и воспитывали специально назначаемые большие певчие. В инструкции 1749 их обязанности определяются так: "Сим большим имеющим в своем смотрении малых певчих також и притом что исполнить надлежит ниже сего следует

1) Смотреть наикрепчайше дабы тихо и смирно жили ни каких шалостей не делали. Без ведения и позволения своих командиров отнюдь никуда не шатались. Ежели куда отпущать надлежит то время на часах определять, а когда оне назначенное время упустят наказывать при всех ребятах дабы и протчие страх имели.

2) В часы пристойные с радением партесному пению определенные для обучения (а именно Трофим Игнатьев, Михаиле Акимов, Матвей Афанасьев да Трофим Стефанов) обучали, а притом всех тех и манерно петь обучать надлежит, а кто... леностно обучаться будет тем же определением наказывать розгою и зато большим не спорить.

3) Что надлежит до покупки деньги выдавать с рассмотрением и что именно здержит записывать верно, самого ребенка для покупки не отпускать, но или самому большому поехать или слугу накрепко приказать что то верно исполнить.

4) Чистоту на мыв також смотреть надлежит чтоб во дворец в платье чистом ходили и головы чесаны были...

5) Во дворец всегда ходить всем как большим так и малым совокупно заблаговременно, а порознь как во дворец так и обратно робят отнюдь не допускать, дабы какова причина испоследовала, ибо ежели что сделается, в том больший за неприсмотр штрафован будет" ( РГАДА, ф. 14, оп. I, д. 96, л. 71).

О том, как проходило учение, в инструкции говорится:

"10) Из ребят, кто партесное пение совершенно имеют, тех обучать чтению или кто чему способен будет. Учение иметь партесное большим с прилежанием, а наипаче новых обучать басов басам, теноров тенорам . Всем обще большим разделиться на несколько хоров басам, тенорам, дискантам и альтам равномерно и по перемене голосов иметь коригацию в разных комнатах, в партесном пении в неделю всенепременно всякая по три часа, а за охоту и больше позволяется".

В 50-х гг известны учителя придворных певчих Андрей Барановский, псаломщик Алексей Петров (Харлампович, 825, РГИА, ф 469, оп. 14. д 2, л. 130 об. - 131). В 90-х гг. среди учителей пения - Григорий Захаров (РГИА, ф 466. оп. 1, д. 197, л. 3) и Ф. Ф. Макаров (РГИА, ф. 469, оп. 14, д. 24, л. 60 об. - 61) Учителями пения были также певчий Я А Тимченко и композитор В. А Пашкевич (Разумовский, 227).