В записках А Шлецера 1764 отмечается, что при дворе помимо хора, состоящего из 50 певчих, "столько же юных воспитанников и подрастающих учеников беспрестанно упражняются под руководством и надзором Директора и инспектора, бывших некогда придворными певчими "(Гозенпуд, 63 - 64) В "высокие праздники" сочинения Б. Галуппи и украинцев поются полным хором всех певчих.
Обучение "манерно петь", т е итал пение, необходимое для участия в операх, существенное направление придв певч. воспитания Постановщик оперы И К.Хассе "La Clemenza di Tito" ("Милосердие Тита", 1742) Я. Штечин считает, что певчие, участвовавшие в постановке, "настолько овладели изящным вкусом к итальянской музыке, что в исполнении арии мало чем уступали лучшим итальянским певцам" (Гозенпуд, 409, 411) Из трех направлений в певческого образовании 18 в - обучение "простой", "партесной" и "италианской" ноте - при дворе акцент все больше ставится на последнем.
Певческое искусство при дворе к концу века становится "вокальной музыкой". Меняется и направленность обучения.
Поскольку певчих и хористов для опер в 80-х гг заимствовали из "придворной церковной музыки", Екатерина II указывает "Как при церковной придворной музыке ныне состоит, да и впредь потребен искусный капельмейстер, то и нужно, чтобы те из певчих, кои отменную способность, охоту и прилежание окажут к музыке, так оной обучаемы были, чтоб в случае надобности можно было их употреблять в операх" (АДИТ 2, 114)
Поскольку деятельность придворного хора на протяжении 18 в все больше расширяется и выходит за рамки церковно -певческой культуры, то и формы обучения здесь складываются особые тесно связанные с инструментализмом и с итальянской вокальной музыкой. Именно здесь, при дворе, образуется особая "артистическая" певческая среда, не связанная с церковной иерархической структурой, а ориентированная на светские формы музицирования - оперу и концерт.
Арх.: ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 1, д. 95, 2140 3353, 5493, 6221, 6649, 7873, 8161. 13142, 14288, 15287, 16203; РГАДА, ф. 14 оп. 1, д. 96, л. 71, ф. 18, оп. 1, д. 44, л. 1 - 2, д. 83, л. 44, 71, д. 144, л. 15; РГИА, ф. 466, оп. 1, д. 197, л. 3; ф. 469, оп. 14, д. 2, т 24. 129 об. -31; ф. 711, оп. 3, д. 4829; ф 792, оп. 1, д. 3145, л. 1 2; ф. 796, оп. 3. д. 900, 926 оп. 8, д. 223, 267, оп. 15. д. 8, 44. оп. 16. д. 284. оп. 17, д. 318, оп. 29, д. 36, оп. 30. д. 228, оп. 33, д. 101; ф. 815, оп. 4. д. 5, 95, л. 1 - 5, оп. 5, д. 147, 223, 282; ф. 816, оп. 1, д. 9; ф. 834 оп. 4, д. 752; ЦГИА Украины, ф. 51, оп. 3, д. 6718; ф. 1007 оп. 1. д. 40; ф. 1709, оп. 1, д. 1661; оп. 2. д. 1746; ф. 1710, оп. 2, д. 1232; ф. 1958, оп. 1, д. 80, л. 3, 6, 13, 16, 17, д. 1064.
Литература
Богданов А., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга с 1703 по 1751 год… СПб., 1779;
Болховитинов Е. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пениии особенно о пении в российской церкви. СПб., 1805;
Чистович И. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857;
Разумовский Д. Церковное пение в России. М., 1867;
Чистович И. Ф. Прокопович и его время. СПб., 1868;
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1869. Т 1; АДИТ 2;
Харлампович К.В. Малороссийские влияния на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914;
Гозенпуд: Кук В. Новi документальнi данi про життя А. Л. Веделя (Ведельского) у Харкiвi // Украiнське музикознавство. Киiв, 1971. Вып. 6; Чудинова.
Цитируется по статье И.А.Чудиновой Церковно-певческое образование //Музыкальный Петербург. 18 век. Энциклопедический словарь. Книга 3. СПб., 2000.С.240-250.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.