Церковно-певческое образование, страница 6

Обучение малолетних певчих в Придворном певческом хоре имело свои особенности. Певчие привозились в СПб из Малороссии, где готовились в специальных школах. Инструментально воспитание с самого начала занимало в них важное место.

Указом Иностранной коллегии от 24 авг. 1730 в Глухове была открыта школа, в которой готовились певчие для придворного хора и музыканты. На содержание учеников и одежду назначалось 200 р., а в 1736 из канцелярии министерства было ассигновано еще 50 р., в 1737 - 100 р. в марте и 250 р. в нояб. На день певчим выдавалось на пропитание и одежду 3 к. (ЦГИА Украины, ф. 51, оп. 3, д. 6718, л. 80). В авг. 1738 из Глухова отправились в СП Б с "реентом" Федором Яворовским 11 "лучших голосов" этой школы.

14 сент. 1738 вышел Высочайший Указ, в котором учреждалась глуховская школа и определялись ее цели и обязательства. Указывалось: "...учредить небольшую школу, в которую набирать со всей Малороссии из церковнических також из казачьих и мещанских детей и из простых и содержать всегда в той школе до двадцати человек и выбирать чтоб самые лучшие голоса были которых оному реенту обучать киевского також и партесного пения а притом сыскать искусных мастеров из иностранных и малороссийских учеников обучать и струнной музыке на скрыпице, на гуслях и на бандуре дабы могли на оных инструментах с ноты играть..." (Там же, л. 13 - 13 об.). Обучением занимался регент, который "в пении четырегласном и партесном был совершенно искусен", - Федор Яворовский. В школу отбирались со всей Малороссии "хлопцы", "к пению в голосах исправные" (Там же, л. 61).

По указу те из них, "которые пению також и на струнной музыке обучены будут... лучших посылать ко двору человек по десяти, а на те места паки вновь набирать" (ПСЗ 10, № 7656, 613 - 14).

Равноправие певческого и инструментального направления в обучении - важная особенность этой школы.

"Хлопцы" набирались в глуховскую школу из всех сословий: из священно- и церковнослужительских детей, из мещан, казаков и дворян. Певческие и инструментальные занятия, а не школьные науки представляли здесь абсолютную ценность, т. к. "лучший голос" и инструменткльное мастерство открывали ученикам путь ко двору. Самоценность музыкальных занятий в глуховской школе придает ей вполне светский характер. Подготовка и регулярная отправка малых певчих ко двору продолжалась и в 60-е гг.

С начала 70-х гг. центром подготовки придворных певчих в Малороссии становится Харьковское училище. Здесь организуются специальные вокальные классы, и в 1774 к ним определяется "учитель вокальной и инструментальной музыки, придворный Ея Величества музыкант с чином придворного уставщика" Максим Канцевич, "с тем чтобы он будучи здесь всегда [мог послать] певчих двенадцать человек так выученных дабы всякий ученик мог способным быть при Высочайшем Ея Величества дворе когда потребность в них" (ЦГИА Украины, ф. 1710, оп. 2, д. 1232, л. 29). Схема регулярных "поставок" малолетних ко двору здесь использовалась старая, сложившаяся в глуховской школе. "Вокального класса учитель" Максим Канцевич отыскивал "как в Харьковском так и в состоящих в Малой России славянолатинских училищах тоже и по уездам священнических и простых церковников детей нижнего звания", привозил в Харьков, где детей помещали в Воспитательный дом и учили в училище пению и игре на инструментах. Регулярно лучших учеников отправляли ко двору, а вместо них набирали новых. Кол-во учеников вокальных классов было около 20 чел. (Там же, л. 30, 45, 46 об., 56). Максим Канцевич занимался подготовкой певчих в харьковских вокальных классах до начала 90-х гг. (Там же, ф. 1709, оп. 2, д. 1746; ф. 1709, оп. 1, д. 1661). С конца 1795 должность начальника Харьковского училища занимает Артемий Ведель.