Церковно-певческое образование, страница 2

Обучение церковному пению было в 18 в также основой всеобщего образования в приходских училищах, которые с 20-х гг стали появляться при спб. соборах. Постигая певческие азы с помощью учителей-дьячков и диаконов, ученики приобщались к церковной культуре.

Однако в рамках певческой культуры 18 в зарождается и усиливается другая тенденция, связанная с силой притяжения культуры светского вокального и инструментального музицирования. Наиболее сильный импульс она получает при царском дворе в среде Придворного певческого хора. Здесь происходит активное перерождение певческого искусства в "вокальную музыку", что, конечно, меняет ориентиры в построении системы обучения.

Перерастание церковно-певческого образования в специальное вокально -инструментальное в СПб происходило прежде всего в придворной школе. Постепенно некоторые его черты проявились и в постановке образования в духовных училищах СПб. Низшей ступенью их были духовные семинарии. В 1714 и 1716 Петр I издал указы, повелевающие при архиерейских домах и монастырях для образования священнослужительских детей и приготовления их к духовному званию заводить цифирные школы. Духовный регламент, вышедший в 1721, указывает "всякому епископу иметь в доме или при доме своем школу для детей священнослужительских и протчих в надежде священства определенных, соединить с ними цифирные школы где они были открыты" (Чистович, 4; ПСЗ; указ Сената 17 окт. 1723) Учение и содержание учеников должны были сообразовываться с предписаниями Духовного регламента.

Феофан Прокопович, исходя из этих начинаний, в 1721 в своем доме на Карповке завел школу. Здесь было собрано 20 человек "бедных сирот, также и солдатских детей" (Богданов, Рубан, 20.) Прокопович желал призвать сюда "из академий иноземных" учителей "изрядных и свидетельствованных", а "прозвать дом сей сад Петров" (РГАДА, ф 18, оп 1, д 44, л 1-2). В 1728 в Карповской семинарии уже училось 46 чел. "книжных ради учений", пению, рисованию и игре на инструментах. Кроме того, как сказано в отчетах Синоду, ученики Карповской семинарии "и клыросную в церкви, в воскресные и праздничные дни и в служении архиерейском службу отправляют" (Историко-статистические сведения 1, 125).

Руководил пением учеников Карповской семинарии иподиакон Иродион Тихонов (родом из Новгорода Великого) и певчий Тимофей Корнильев. Иродиону Тихонову поручено было помимо певческого учительства в семинарии следить за тем, как ставится певческое дело в приходских петербургских училищах (РГИА, ф. 796, оп. 3, д. 926; оп. 15, д. 44, л. 8; ф. 815, оп. 4, д. 5).

На церемонии освящения церкви Симеона и Анны в 1734 на литургии пели 19 учеников школы Феофана Прокоповича. В 1736 на его погребении препровождали его тело из Карповского дома к отпеванию в Невском монастыре 34 ученика среди прочих певчих (Там же, ф. 796, оп. 17, д. 318).

По смерти Феофана школа поступает в ведение Кабинета Его Императорского Величества в качестве спб. архиерейской семинарии. По именному указу 22 марта 1736 воспитанники семинарии (21 чел.) помещаются в Невскую семинарию. Среди прочих сюда были определены Г.Н. Теплов и Иван Иванов, ставшие впоследствии музыкантами (РГАДА, ф. 18, оп. 1. д. 83). Имевшиеся в Карповском доме книги также были переданы в Александра-Невский монастырь с указанием "содержать в особых палатах не смешивать с другими" (Там же, л. 71).

В Карповской семинарии помимо "нотного пения" ученики занимались и инструментальным музицированием, что вызывало нападки недоброжелателей. На одну из них Феофан отвечает: "...что же надлежит до детей моих учащихся: учатся онии книжных разных учении, а при тех и рисовать и музыке голосной и, некий, музыке инструментальной, и хотел бы я, дабы они и всякие протчия искусства и мастерства получили для частного их впредь воспитания" (Чистович. Ф. Прокопович и его время, 216).