Церковно-певческое образование, страница 3

Привнесение инструментального начала в систему певческого воспитания оказало большое влияние на его будущее развитие. В том же 1721 в СПб открылась еще одна духовная школа-семинария при Александро-Невском монастыре. Начало Невской семинарии было положено указом от 11 июля 1721 архиепископа Новгородского Феодосия Яновского. С 1721 по 1725 она существовала как славяно-русская школа для обучения церковнослужительских детей и сирот. В 1725 школа переименована в славяно-греко-латинскую семинарию, в 1788 - в главную семинарию, а в 1791 - в академию. В 1721 в школе - 25 чел., в 1724 - 54 чел. Среди учителей - Иродион Тихонов, Иван Соснин, Афанасий Скяда. В 1732 происходит смена учителей. Адам Селлий берет на себя управление и преподавание латыни. Старшие воспитанники учат младших пению, арифметике, русскому языку и письму. Эта практика учительства старших учеников остается в семинарии и позже.

В 1736 из Москвы для преподавания вызваны Андрей Зертис-Каменский, Григорий Кременецкий. Учителями семинарии в 40 - 50-е гг. были Федор Шелковников, Никодим Печенков, Порфирий Поморский, Сильвестр Страгородский. Все они иеромонахи и иеродиаконы Александро-Невского монастыря (РГИА, ф. 815, оп. 5, д. 147, 1751). В 1744 архимандрит Новгородский Амвросий свое прошение о передаче книг покойного Феофана Прокоповича Александро-Невскому монастырю аргументирует тем, что "в семинарии уже больше двухсот человек содержится", а "по обширности епархии" их число нужно довести до пятисот (РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 83, л. 71). Современные источники (Чистович, Знаменский) приводят число учеников семинарии в 40 - 60-х гг. от 70 до 80 чел.

В школе Феодосия Яновского для приема и выпуска не определялось сроков. Отцов обязывали не брать детей до их совершенного обучения. За "глупость и леность" школьников из семинарии исключали и возвращали в родительские дома (РГИА, ф. 815, оп. 4, д. 95, л. 1 - 5, 1730). Венец учения - определение диаконами и священниками. Учили помимо пения поэтике, синтаксике, грамматике, аналогии, латыни (РГАДА, ф. 18, оп. 1, д. 83, 44). Постепенно складывается система учебных классов с определенным курсом наук. В академии конца века - 7 классов.

Нотное пение изучается в 1-м и 2-м классах. Затем на протяжении всего времени обучения семинаристы исправляют клиросную должность в церкви. Они дополняют собой хоры архиепископа петербургского и архимандрита Александро-Невского монастыря. А.И. Богданов пишет: "...всех школ, т. е. классов ученики во вторник, четверг и субботу ходят к литургии, а с 2, 3, 4 часов пополудни обучаются нотному пению" (Богданов, Рубан, 363).

В 1748 на запрос учеников для пения в церквах Академии художеств и университета из семинарии Александро-Невская канцелярия отвечает, что выделить их никак не возможно, т. к. "в архиерейском служении как соборном в высокоторжественные и другие дни крайняя будет остановка, ибо из тех же школ семинаристы и певческую и подьяческую должность исправляют, а других у Преосвященного певчих и подьяков нет" (РГИА, ф. 796, оп. 29, д. 36).

Традиционно для семинаристов было совмещение певческой должности, должности регента и певческого учителя. Эта традиция была заимствована из Киево-Могилянской академии, как и многое другое в постановке обучения в Александро-Невской семинарии (РГИА, ф. 711, оп. 3, д. 4829).

Один из невских семинаристов описывает свои труды и быт, полный невзгод, в прошении, поданном архимандриту Александро-Невского монастыря в 1747: "По слышании Вашего Преосвященства Александре Невской семинарии студенты, которые несколько времени при священнослужении Вашего Высочества потрудилися, одни по вашей архипастырской милости во священники, иные во диаконы произведены, иные впредь тем обнадежены. 2) А я, нижайший, двунадесятый год обретаюся при Александро Невской семинарии, в которой кроме школьного учения певческую должность со всякою охотою средь все вышепоказанные лета при Вашем Преосвященстве и при антицессорах Ваших справлял непрерывно: да еще и протчих средь прешедшие два года обучал неленостно.