Международный маркетинг: Учебное пособие, страница 54

«IKEA» также предприняла первые попытки обосноваться в СССР и Восточной Европе. Нетрадиционная идея вынашивалась в голове Ингвара Кампрада в середине 1980-х гг. Менеджер «IKEA» вспоминал: “Наша стратегия проникновения на рынки Восточной Европы была запланирована Ингваром на небольшом кусочке бумажной салфетки. Практически каждая составляющая стратегии вхождения на рынок  была подробно описана  на небольшом клочке бумаги – мы называем его за это Пикассо, – и за прошедшие несколько лет мы создали и расширили это первоначальное видение ситуации”.

План требовал  новых навыков и был очень рискован. На его осуществление требовалось более 500 млн. шведских крон. Трудность с переводом свободно конвертируемой валюты из Восточной Европы заставила компанию организовывать бартерные сделки таким образом, чтобы дивиденды и возврат капитала акционерам заменялись экспортом мебели.

Идея изначально вызвала неодобрение и противостояние в компании. Некоторые считали, что слишком рано рисковать такими значительными ресурсами в странах Восточного блока, учитывая низкую надежность их сервиса и плохое представление о качестве. Другие полагали, что недавние экономические и политические реформы во многих этих странах могли с легкостью потерпеть неудачи. Однако, учитывая настойчивость Кампрада, IKEA пришлось смириться с этим главным рискованным решением.

В 1986 г. Ингвар Кампрад назначил президентом 35-летнего Андреса Моберга. В то же время операции «IKEA» были реорганизованы по функциональным составляющим. Во главе группы находился наблюдательный совет из 4 человек, который осуществлял наблюдение за общими решениями группы. Наблюдательному совету подчинялся исполнительный совет, который отвечал за текущие операции группы. Все члены исполнительного совета, состоящего из 50 человек, находились в штаб-квартире «IKEA», расположенной в Немлебеке (Дания). Смена лидера отразилась на стиле менеджмента компании. Андрес более склонен к систематизации. В 1988 г. Моберг ввел в компании процесс формального бюджетирования и планирования, а также бизнес-планы по проведению операций в различных странах и по товарным группам. Был разработан корпоративный план на трехлетнюю перспективу и разослан страновым подразделениям с целью заверить их, что все их действия проводились в соответствии с корпоративными планами. В «IKEA» рассчитывали достигнуть оборота в 19 млрд. шведских крон к 1990 г. И втрое увеличить эту сумму к 2000 г.

Однако результаты были почти в 2 раза лучше ожидаемых. К 2000 году «IKEA» становится самым крупным ритейлером мебели в мире. В 2000 г. выручка «IKEA» достигла 10 млрд. долларов (один доллар США был равен около десяти  шведским кронам в 2000 г.). Показатели годовой выручки «IKEA» представлены в табл. 6

Таблица 6

Показатели годовой выручки «IKEA»

Год

Выручка IKEA Group,  млрд. евро

Выручка IKEA Group,  млрд. долл.

2003

11,3

12,2

2002

11,0

11,9

2001

10,4

11,2

2000

9,5

10,3

1999

7,7

8,3

1993

3,8

4,1