«IKEA» также предприняла первые попытки обосноваться в СССР и Восточной Европе. Нетрадиционная идея вынашивалась в голове Ингвара Кампрада в середине 1980-х гг. Менеджер «IKEA» вспоминал: “Наша стратегия проникновения на рынки Восточной Европы была запланирована Ингваром на небольшом кусочке бумажной салфетки. Практически каждая составляющая стратегии вхождения на рынок была подробно описана на небольшом клочке бумаги – мы называем его за это Пикассо, – и за прошедшие несколько лет мы создали и расширили это первоначальное видение ситуации”.
План требовал новых навыков и был очень рискован. На его осуществление требовалось более 500 млн. шведских крон. Трудность с переводом свободно конвертируемой валюты из Восточной Европы заставила компанию организовывать бартерные сделки таким образом, чтобы дивиденды и возврат капитала акционерам заменялись экспортом мебели.
Идея изначально вызвала неодобрение и противостояние в компании. Некоторые считали, что слишком рано рисковать такими значительными ресурсами в странах Восточного блока, учитывая низкую надежность их сервиса и плохое представление о качестве. Другие полагали, что недавние экономические и политические реформы во многих этих странах могли с легкостью потерпеть неудачи. Однако, учитывая настойчивость Кампрада, IKEA пришлось смириться с этим главным рискованным решением.
В 1986 г. Ингвар Кампрад назначил президентом 35-летнего Андреса Моберга. В то же время операции «IKEA» были реорганизованы по функциональным составляющим. Во главе группы находился наблюдательный совет из 4 человек, который осуществлял наблюдение за общими решениями группы. Наблюдательному совету подчинялся исполнительный совет, который отвечал за текущие операции группы. Все члены исполнительного совета, состоящего из 50 человек, находились в штаб-квартире «IKEA», расположенной в Немлебеке (Дания). Смена лидера отразилась на стиле менеджмента компании. Андрес более склонен к систематизации. В 1988 г. Моберг ввел в компании процесс формального бюджетирования и планирования, а также бизнес-планы по проведению операций в различных странах и по товарным группам. Был разработан корпоративный план на трехлетнюю перспективу и разослан страновым подразделениям с целью заверить их, что все их действия проводились в соответствии с корпоративными планами. В «IKEA» рассчитывали достигнуть оборота в 19 млрд. шведских крон к 1990 г. И втрое увеличить эту сумму к 2000 г.
Однако результаты были почти в 2 раза лучше ожидаемых. К 2000 году «IKEA» становится самым крупным ритейлером мебели в мире. В 2000 г. выручка «IKEA» достигла 10 млрд. долларов (один доллар США был равен около десяти шведским кронам в 2000 г.). Показатели годовой выручки «IKEA» представлены в табл. 6
Таблица 6
Показатели годовой выручки «IKEA»
Год |
Выручка IKEA Group, млрд. евро |
Выручка IKEA Group, млрд. долл. |
2003 |
11,3 |
12,2 |
2002 |
11,0 |
11,9 |
2001 |
10,4 |
11,2 |
2000 |
9,5 |
10,3 |
1999 |
7,7 |
8,3 |
… |
… |
… |
1993 |
3,8 |
4,1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.