Коммунизм: утопия, марксизм, теория, страница 9

Коммунистам чрезвычайно важно учитывать все противоречия, а не только классовые и между государством и народом. И, конечно, надо учитывать объективное положение первого лица в стране. Оно не просто двусмысленно. Оно многосмысленно — многолико. Но для этого необходимо от овладения диалектикой, излагаемой в парных категориях переходить к изучению диалектики {m × n} категорий, которая сводится к парным категориям при m = n = 1. Диалектика в парных категориях — это простейшая возможная форма диалектики. Она — мощнейшее оружие. Однако при каждом очередном переходе от одной пары к другой большинство исследователей «игнорируют» прежнюю связь в паре. Переход от диалектики в парных категориях к диалектике m × n категорий есть качественный скачок в философии. Здесь рост количества от m = 1 к m > 1 и от n = 1 к n > 1 сопровождается качественным скачком в методе исследования, познания действительности. Без такого перехода в области диалектики невозможно сколь-нибудь вразумительно объяснить Белову его заблуждения, связанные с фетишизмом государства, государственного патриотизма, «культурно-исторических традиций», невозможно ясно изложить многочисленные заблуждения, связанные с пониманием таких парных категорий как эволюция и революция, количество и качество, рынок и государство, класс господ и класс рабов и т.д. Невозможно ясно увязать их в рамках исходной великой парной категории исторического материализма — общественного содержания и общественной формы.

Вот что представляет собой беловский социализм:

1.  Социализм есть некая бесформенная плоть. Для нас здесь, в данном случае, безразлично, что понимается под этим словом: материя или её отражение в голове людей.

2.  Культурно-исторический остов России: централизованное государство и община, то есть элементы первобытного коммунизма и цивилизации (рабства, феодализма, капитализма).

3.  Построить социализм — это значит облечь плотью социализма «домик» — «культурно-исторический остов России», построенный из элементов первообытно-общинного строя и рабства.

Главное в рассуждениях Белова — это то, что социализм не имеет собственной формы или, выражаясь языком Белова, собственного «остова». Этим самым Белов на VII съезде КПРФ ставит своеобразную точку в конце предложения, которое в целом написано до Белова советским официальным обществоведением. По данному главному вопросу позиция Белова совпадает с позицией Зюганова, а именно: оба полагают, что социализм не имеет собственной формы. Но учёным людям известно, что то, что не имеет собственной формы, не имеет и собственного содержания. По той причине, по которой Белов не улавливает необходимую связь между содержанием и формой, по этой причине он «упускает» из виду, что тысячелетняя история становления централизованного, православного государства в России сопровождалась уничтожением формы и содержания первобытного коммунизма, коллективизма, подменой коллективизма псевдоколлективизмом. Именно советское официальное обществоведение, с момента допущения КПСС первой стратегической ошибки, облекало «остов» цивилизации «плотью социализма» в виде: «социалистического товара», «социалистического государства», «прибыли социалистического предприятия» и т.д. и т.п.

Белов «упускает» из виду, что, согласно марксизму, отрицание государства не означает отрицание централизации, это лишь отрицание низшей формы централизации. Согласно марксизму государственный патриотизм есть признак общественного слабоумия, а рыночный патриотизм — признак полного безумия.

Непосредственным и, пожалуй, единственным гносеологическим источником мировоззрения Белова является советское официальное обществоведение. Социальным источником Белова является нынешнее самоубийственное положение России, в котором идёт ускоренный процесс классообразования. Сущность советского официального обществоведения, после допущения КПСС стратегической ошибки — признания построенности социализма в основе, — это учение о торможении (демпфировании) возрождения классов помещиков и капиталистов, крепостных и пролетариев. Эта же сущность советского официального обществоведения выражена в экономической программе Глазьева. Трушков прав, называя программу Глазьева несоциалистической. Но Трушков некорректен, когда говорит, что данная программа нужна, не уточняя, кому она нужна. Программа Глазьева нацелена не столько на торможение капиталистической реставрации, сколько на торможение борьбы с возрождающимся капитализмом.

Если бы олигархи были поумнее, то они, безусловно, вместо Гайдара-Грефа поставили бы у руля государства Глазьева, который, в отличие от экономистов-«либералов», имеет «два глаза». Глазьев как учёный в целом выгодно отличается как от советских «одноглазых» экономистов-государственников, так и от современных «одноглазых» «либералов»-рыночников. Глазьев осознал и овладел такой парной категорией как рынок-государство. Зюганов соединяет советскую идею коммунизма (государственная собственность — основа советского коммунизма) с рынком. Экономические истоки взглядов Зюганова в последние годы — программа Глазьева. Истоки программы Глазьева, как и «либералов», — разработки западных буржуазных экономистов после марксовского периода. Белов и Зюганов отстаивают особенность России и на этом основании отрицают формационный подход. Но при этом они хотят выдать Россию замуж, как и «либералы», за представителя Запада.

Если коротко: Белов и Зюганов выступают за эволюцию в науке и политике. Они готовы принять западную эволюционную культуру, но возражают против западной революционной культуры, приветствуют западного буржуа, но не хотят знать западного коммуниста.

Отрицая учение Маркса (истмат), они отрицают науку об истории. Отстаивая цивилизационный подход, они, по сути, защищают идеологию национализма и шовинизма постольку, поскольку каждый народ, нация имеет территориальную обособленность. Игнорируя классовый подход, Белов и Зюганов отрицают сущность истории человеческого общества за последние 10-20 тысяч лет и делают всё возможное и невозможное, чтобы возрождение коммунистического движения сделать невозможным. На основе отрицания марксистского истмата и классовой борьбы строится теория Зюганова о национально ориентированном капитализме.