Коммунизм: утопия, марксизм, теория, страница 29

Прежде всего приведу оценку доклада Зюганова, которую дал ему академик В.И.Видьманов:

«Доклад Г.А.Зюганова — это коллективный труд всей партии… Именно поэтому… доклад получился глубоким: это серьёзный анализ обстановки в сегодняшнем российском обществе» («Правда», 5-6 декабря 2000г.).

Мне трудно догадаться, на что конкретно намекает товарищ Видьманов, унаследовав восточную мудрость советских обществоведов в отношении к политическим деятелям. Не то он хочет сказать, что достоинства доклада (они, безусловно, имеются) — это результат коллективного труда партии. Не то Видьманов хочет намекнуть на то, что сохраняющаяся глупость в докладе — это результат труда Зюгановского окружения, «не желающего мириться». Не то хочет прямо указать, что в «открытиях», доложенных Зюгановым съезду, есть и его заслуга. В любом случае академик выразил своё отношение к докладу в целом и тем самым показал своё лицо.

Я хочу обратить внимание на тó, чтó наш академик считает «серьёзным анализом». Так как проблема идеологии есть сердцевина коммунистического движения, то обращаю внимание на «серьёзный анализ» коммунистического мировоззрения, как оно, благодаря Зюганову, совершает гигантский скачок — прыжок в пропасть.

Зюганов:

«Коммунистическое мировоззрение — не случайность и не утопия. В его основе лежат фундаментальные свойства человеческой души и разума, не желающих мириться с хаосом и жестокостью».

Итак, в основе коммунистического мировоззрения лежат признаки (фундаментальные свойства) души и разума. Из этого вытекает, что наличие души и разума есть необходимый признак существования коммунистического мировоззрения. Достаточным условием существования коммунистического мировоззрения является наличие хаоса и жестокости. Действительно, если нет хаоса и жестокости, то нет и «не желающих мириться» с ними, что является необходимым и достаточным условием существования коммунистического мировоззрения.

Я здесь не буду анализировать возможные варианты, что мог бы понимать Зюганов под душой и разумом. Здесь довольно много возможных сочетаний. Но в любом случае Зюганов под душой и разумом понимает душу и разум отдельного индивида, но никак не душу и разум коллектива, партии, класса, общества. В возможность существования разумного общества он только верит. Стало быть, мы имеем дело с определением коммунистического мировоззрения на основе философии субъективного идеализма, или, если хотите, субъективного материализма. В самом деле в зависимости от того, что понимается под душой: то ли это сознание, то ли крепостной крестьянин царской России[5], мы имеем дело с субъективным идеализмом или с субъективным материализмом со всеми отсюда вытекающими последствиями. Первое важнейшее следствие этой философии — это отрицание науки, научного подхода. Но раз покончено с наукой — гносеологической основой общественного разума, то остаётся вера — убежище глупцов, основание общественной глупости.

Зюганов и Белов, которые предлагают уважительно относиться к деятельности православной церкви, сами, не поднявшись до уровня учения Христа о социализме (лучшем устройстве общества), не поняли реакционную роль православной церкви в отношении СССР. Задолго до возникновения СССР православная церковь сама предала учение Христа по существу. И по той причине, что православная церковь отошла от учения Христа, она не осознала и не признала, что в СССР фактически построено царство Христа. Православная церковь сделала всё возможное, чтобы приспособить учение Христа для выражения и защиты интересов российских князей, царей, помещиков.

Учение Христа очень коротко выражается в его отношении к сущности рабской цивилизации. Это отношение может быть изложено с помощью двух положений:

-  не сотвори кумира в лице государственных чиновников,

-  гони торгашей из храма.

Вернёмся, однако, к исходному зюгановскому определению коммунистического мировоззрения. Что из него вытекает? Согласно этому определению любой человек, имеющий душу и разум, борющийся с жестокостью и хаосом, обладает коммунистическим мировоззрением. Стало быть владельцы коммунистического мировоззрения не могут не бороться по-коммунистически. Далее, нетрудно доказать, что почти все люди, т.е. психически здоровые люди, суть коммунисты. «Бандит» Басаев безусловно имеет душу и разум. Он безусловно боролся и борется против хаоса (он талантливый полководец). Он безусловно восстал против жестокого обращения с его народом. А до этого он восстал против жестокого обращения с малыми народами на Кавказе. Стало быть Ш.Басаев, как и Степан Разин, Емельян Пугачёв, в соответствии с теорией Зюганова, — коммунист. И Масхадов — коммунист. И российские генералы, борющиеся с «бандитами» Басаева и Масхадова, — тоже коммунисты. И Гусинский с Березовским — тоже коммунисты. И вообще в обществе, в котором господствующим является антагонистическое противоречие, психически нормальные люди не могут не бороться против жестокости, не могут не выражать антагонистическое отношение. Стало быть в этом антагонистическом обществе все люди, по Зюганову, суть коммунисты.

Нет такого капиталиста, который не имеет души и разума, который не борется против хаоса и жестокости, но точно так же нет такого рабочего, который не имеет души и разума и который не борется против хаоса и жесткости. Стало быть все капиталисты являются коммунистами и все рабочие являются коммунистами. Итак, первое следствие из социалистической теории Зюганова: все психически здоровые граждане России — коммунисты.[6]