Коммунизм: утопия, марксизм, теория, страница 28

Зюгановский «духовный облик социализма» свидетельствует либо об ужасающем невежестве автора, незнании истории человеческой культуры, либо о высочайших его способностях иллюзиониста, применяемых в интересах становления класса капиталистов.

Что, собственно, имеет Зюганов? Он имеет иллюзорную программу решения «задач социально-демократического этапа развития государства» и иллюзорные кадры по решению задач общественной экономики. Судя по «духовному облику социализма», Зюганов не имеет и иметь не может не то что социалистическую программу, но даже сколь-нибудь реалистическую программу развития капитализма в России. По этой причине осознающие свою силу капиталисты не допустят Зюганова к власти над капиталистической Россией, и по этой же причине Зюганова поддерживает российский капитализм в качестве «второго» лица, руководителя главной оппозиции — компартии России. Зюганов ценен капитализму в качестве тормоза коммунистического движения.

Зюгановские «лучшие учёные» — это часть той армии обществоведов, которая обанкротилась, но так и не признала своего банкротства. Непосредственно Зюганова окружают те учёные, которые качественно совпадают с учёными, формировавшими программу горбачёвской перестройки. В период горбачёвщины эти учёные, исходившие из предположения, что в СССР построен социализм, работали под лозунгом: «Больше социализма, больше демократии». Сегодня эти же учёные, если верить Зюганову, ставят задачу о «социально-демократическом этапе развития государства». Но такая постановка задачи, согласно законам исторического материализма, разумна тогда и только тогда, когда в стране господствует не очень плохой социализм, а хотя бы, скажем полуфеодально-крепостнический, полукапиталистический строй. Это значит, согласно зюгановским «лучшим учёным», что горбачёвско-ельцинские «реформы» не есть предательство интересов народов СССР, не есть контрреволюция, а есть буржуазно-демократическая революция. Кроме того, следует прямо сказать, что зюгановские «лучшие учёные» не верят в возможность построения социализма, во всяком случае, таким способом, каким его строили в СССР и других странах. А так как социализм строили в СССР на основе марксизма, то зюгановские «лучшие учёные» полагают, что учение Маркса ошибочно или, что то же самое, несостоятельно. И это неверие в возможность построения социализма на основе марксизма перерождается в неверие в возможность построения социализма вообще. Это неверие учёных в возможность построения социализма, которое лишь усилилось после горбачёвско-ельцинской буржуазной контрреволюции, выражено Зюгановым в его лозунге: «Россия исчерпала лимит на революции».

Итак, Зюганов, в силу невежества и наивной доверчивости к нашей обанкротившейся армии докторов и академиков-обществоведов, искренне не воспринимает учение классиков. И это неверие в учение классиков превращается в определённую идеологическую позицию: поддерживать всех, кто выступает против марксизма или кто его хотя бы игнорирует. Такая позиция толкает Зюганова в лагерь антикоммунизма. Но Зюганов не одиночка-перебежчик. Он руководитель. И как таковой ещё не потерял надежду пустить всю партию (КПРФ), а вместе с ней и всё коммунистическое движение, под откос и заработать на этом авторитет великого патриота.

Беда Зюганова в непонимании им величайшего разрыва между его политическими амбициями и его реальными возможностями, определяемыми уровнем его культурного и, прежде всего, теоретического развития. А это опять таки определяется тем, что Зюганов не понимает реальной трагической роли, которую сыграла армия советских обществоведов в формировании политических деятелей Горбачёва, Ельцина и других, включая самого Зюганова.

Зюганов, не сумев отстоять свою трёхэтапную теорию ликвидации коммунистического движения, сменил тактику. Коммунисты ранее согласились с Зюгановым, который всемерно демонстрировал широту своей патриотической души, доказывал, что надо сначала страну вывести из кризиса, а затем строить социализм. Зюганов, надо отдать ему должное, бескомпромиссно боролся за свою «патриотическую» позицию, а по сути дела за мирное становление капитализма, вплоть до VII съезда КПРФ. Но на съезде, судя по его докладу, который, возможно, не им одним написан, сменил свою точку зрения — признал, что из кризиса надо выходить социалистическим путём. Но при этом понятие коммунизма (социализма) он атаковал самым «серьёзным» образом, сочетая фундаментальность советских академиков-естественников и поверхностность советских философов и других обществоведов.

КПРФ, если она примет тот «духовный облик социализма», который преподнесён в докладе Г.А.Зюганова, уничтожает себя сходу в качестве коммунистической. КПРФ до сих пор, согласно её программе, была коммунистической лишь в потенции, в возможном будущем. Теперь, когда партия перешла к решительным действиям, решив превратиться из потенциально коммунистической в реально коммунистическую, Зюганов бросает открытый вызов партии, что выражается в представлении «духовного облика социализма» в качестве теоретической основы построения партии — идеологии партии.

КПРФ на основе «духовного облика социализма» — это смерть КПРФ в качестве коммунистической организации. А в любом другом качестве КПРФ долго не сможет существовать. Как только коммунисты убедятся в том, что спасти КПРФ нельзя, они начнут её покидать. Последуют за О.С.Шениным, но не соберутся в единую партию даже вокруг О.С.Шенина, который, в силу от него не зависящих обстоятельств, не сумел до сих пор осознать сущность первой стратегической ошибки КПСС. Но думаю, что если Шенин не поправит свои позиции, к нему присоединятся немногие. Распад КПРФ — это дальнейший возможный распад России (путинским генералам ещё труднее будет бороться против центробежных сил).

Из сказанного следует необходимость опоры на принцип:

-  быть России — это значит быть КПРФ коммунистической;

-  быть КПРФ коммунистической — это значит быть ей без Зюганова и без зюгановской идеологии.

Чтобы не быть голословным, я проанализирую «духовный облик социализма», представленный Зюгановым в его докладе VII съезду КПРФ.