Коммунизм: утопия, марксизм, теория, страница 24

Исторический отрезок «непролетарий-пролетарий» есть путь становления и гибели цивилизации. Исторический отрезок «пролетарий-непролетарий» есть путь становления и непрерывного развития новой, значительно более великой цивилизации — коммунистического общества.

Коммунистическая партия потому является самой революционной и самой миролюбивой, что она стоит на позициях преобразования фундамента цивилизации (рабства, феодализма, капитализма), уничтожения этого фундамента и создания фундамента нового коммунистического (социалистического) общества.

С завершением социалистической революции Россия, безусловно, исчерпает лимит на революции именно потому, что новая общественная форма сделает возможным сознательный учёт изменений всех форм (количественных и качественных) в общественном производстве. Культурно-исторические возможности цивилизации, то есть её способы производства и методы решения теоретических проблем, не позволяют своевременно учитывать все изменения в общественном производстве. А потому накапливаемые в цивилизации изменения рано или поздно выливаются в социальные потрясения: воровство, бандитизм, восстания рабов, крепостных, рабочих, войны между государствами, классовые революции и, наконец, социалистическая революция — последняя война против всех условий войн. А новые возможности обусловлены новой совокупностью принципиально (качественно) иных отношений между людьми.

Марксизм знает, что коммунизм есть уничтожение высшей классовой (капиталистической) формы существования человечества. Но вместе с этим, стало быть, марксизм понимает необходимость уничтожения конкретных классовых форм: товарной формы производства, а вместе с ней и рыночного и государственного способа управления товарным производством. Но марксизм не знает, как строить фундамент нового общества, и на основе конкретно разработанного им метода знать не может. А без знания как строить фундамент нового, коммунистического общества нельзя уничтожить фундамент рабской цивилизации. Можно, конечно, сколько угодно раз предавать смерти господствующие, эксплуататорские классы, но от этого дело коммунизма само по себе не сдвинется. Не классы составляют основу цивилизации, а та совокупность производственных отношений между творцами материальных и духовных благ, на основе которой образуются сами классы.

Октябрьская революция — это величайшая попытка осуществить переход от рабской цивилизации к свободной социалистической цивилизации. Если переход от капитализма к коммунизму (социализму) рассматривать в рамках основных форм материи — пространства и времени, то можно сказать, согласно марксизму, следующее:

1.  капитализм есть преддверие социализма (коммунизма) во временной форме;

2.  капитализм производит элементы (предпосылки) новой пространственной формы:

2.1.  отдельных людей, обладающих сознанием и нравственностью Христа,

2.2.  отдельные партии, обладающие сознанием и христианской нравственностью,

2.3.  отдельных людей, владеющих теорией перехода от капитализма к коммунизму,

2.4.  теорию коммунизма.

Необходимой предпосылкой социалистической революции, согласно классикам, является установление диктатуры пролетариата. Социалистическая революция начинается победой пролетариата в борьбе за государственную власть. Установление диктатуры пролетариата, превращение основных средств производства в государственную собственность есть необходимая предпосылка для рождения экономического фундамента социализма, но не сам фундамент. То, что было построено в СССР в тридцатые годы, — это основа социализма во времени, то есть преддверие социализма. Но социалистическое время не может существовать без адекватного социалистического пространства. А вся теория классиков о социализме сводится к следующему:

-  высшая форма собственности в рамках цивилизации, государственная собственность, не разрешает капиталистического противоречия, т.е. государственная собственность ещё не есть социалистическое время;

-  многообразие товарной формы исключает социалистическую форму, т.е. пространство товарного производства не есть ещё социалистическое пространство.

Общество, которое до сих пор развивалось главным образом стихийно, могло обходиться без теории основных форм бытия человечества. Но общество, которое хочет овладеть сознанием и сознательно строить свою судьбу, не может обойтись без теории основных форм бытия в целом и основных форм бытия человечества в частности.

Основы социализма в СССР были заложены во временной форме, но не в пространственной. То есть политические и экономические достижения СССР к тридцатым годам — это лишь политическое и экономическое преддверие социализма. А в связи со смертью В.И.Ленина КПСС постепенно (к тем же тридцатым годам) по существу потеряла свое идеологическое преддверие. В.И Ленин сознавал и признавал, что он не знает, как конкретно строить новое, социалистическое общество. А другие руководители даже не знали, что не знают теорию социализма. Ленин сознавал и признавал необходимость развития марксизма во всех направлениях. Однако Ленин, гениально осознавая необходимость классового сознания, творчества масс, не знал, как конкретно развивать марксизм во всех направлениях, и прежде всего, как развивать «законченный философский материализм». Но, тем не менее, Ленин во главу угла социалистической революции ставил теорию, задачу о её развитии. Вот этот подход Ленина был предан «забвению». После Ленина, в особенности с момента допущения КПСС стратегической ошибки, марксизм «развивался» в обратном направлении.

VII съезд КПРФ, по существу, к сожалению, пока не декларативно, не публично, подводит своеобразный итог, черту под историей советского общества и ставит задачу:

-  о возрождении КПРФ в качестве коммунистической партии путём возвращения к марксизму,

-  дальнейшего движения путём развития марксизма во всех его направлениях.

Это архисложная, архитрудная задача. Но в то же время данная труднейшая, сложнейшая задача есть такая задача, с решением которой связана судьба России в ближайшее время, а в дальнейшем и судьба всего человечества.