К сожалению, Белов вместе с Зюгановым, заимствуя высокомерие советского официального обществоведения, отстаивают худшую его противоположность. Лучшую сторону (противоположность) советского официального обществоведения отстаивают сегодня такие философы как Трушков, Сапрыкин, Косолапов и др. И нам сегодня нужно, как говорится, «не отходя от кассы», опираясь на решения VII съезда КПРФ, разрешить противоречие советского официального обществоведения (пока решения съезда не торпедированы) между Трушковым, Сапрыкиным, Косолаповым и др., с одной стороны, и Беловым, Зюгановым и др., с другой стороны.
Но это культурно-историческое (гносеологическое) противоречие не может быть разрешено без осознания и признания фундаментальной ошибки Плеханова и Бухарина, вытекающей из недостаточного понимания марксовского исторического материализма.
Эта ошибка сводится к переоценке внутреннего положения рабочего класса, а вместе с тем к переоценке роли цивилизации. А из этой переоценки внутреннего положения рабочего класса рождается недооценка роли рабочего класса в качестве возможного революционного пролетариата и роли общественной науки, величайшей потенциальной общественной производительной силы. А вместе с таким пониманием роли рабочего класса и общественной науки революционность Плеханова улетучивается, превращается в ожидание революции, в библейское ожидание пришествия бога.
Эта переоценка внутреннего положения рабочего класса, с одной стороны, сводится к предположению Г.В.Плеханова, будто на основе капиталистических порядков рождается сознание класса (коллективное сознание) рабочих — способность коллективного творчества, коллективный (общественный, классовый) разум, общественный мозг. И задача коммунистов сводится к тому, чтобы вносить знания в «автоматически» вырабатываемое классовое сознание. По Плеханову получается, что капиталистическое бытие определяет не только капиталистическое сознание, но будто на основе капитализма вырабатывается социалистическое (коллективное, классовое) сознание. Но это, согласно Марксу, невозможно. Согласно Марксу капиталистическое (рабское, феодальное) бытие определяет капиталистическое (рабское, феодальное) сознание. Капиталистическое (рабское, феодальное) сознание способствует воспроизводству капиталистического (рабского, феодального) бытия. Переход от одного бытия к другому бытию осуществляется революционным способом. Революция не означает мгновенный переход, как не означает в обязательном порядке кровавый переход. Во всяком случае, социалистическая революция, протекающая в течение определённого периода, не более кровавая, чем самый мирный процесс капитализма. Напротив, социалистическая революция как последняя война против условий войн есть менее кровавая, чем «мирный» процесс в рамках самого капитализма. Россия с завершением социалистической революции в ней исчерпает лимит на социальные революции именно потому, что Россия научится мыслить не только эволюционно, но и революционно, научится учитывать не только количественные изменения (этому её научила цивилизация), но и качественные изменения (этому цивилизация в принципе не может научить).
Капитализм, развивающийся в соответствии с законом частной собственности, формирует частное сознание. А так называемое сознание народа, нации есть не что иное как силой (диктатором) навязанное сознание. Та общественная сила, которая способна навязать обществу горбачёвское «единомыслие», есть результат сложения внутренних сил общества. Классовое общество само себя определяет, самому себе навязывает диктатора и учит последнего, чтобы он учил общество так, как родители учат маленькое дитя. Классовое общество — самоопределяемое, саморегулируемое, самоуправляемое. И социализм (коммунизм) отличается от классового общества не тем (как наивно предполагают некоторые обществоведы-«непрофессионалы»), что при социализме, в отличие, скажем, от феодализма и капитализма, действуют принципы самоуправления, самоопределения, саморегулирования. Социализм отличается от капитализма (феодализма, рабства) сознательным способом саморегулирования, сознательным способом самоопределения, сознательным способом самоуправления — наличием общественного (коллективного, партийного, классового, наконец, всеобщественного) сознания — коллективного «мозга».
Но чтобы получить этот недостающий цивилизации общественный разум, необходим соответствующий базис — совокупность общественных отношений, неизбежно формирующих коллективный разум.
Вся трудность социалистической революции связана с разрешением диалектического противоречия между бытиём и сознанием.[2] Для того, чтобы получить социалистическое бытие, необходимо социалистическое сознание, а для того, чтобы произвести социалистическое сознание, необходимо социалистическое бытие. И это противоречие исторически может быть разрешено следующим образом (другого не было, нет и не будет): отдельные индивиды, обладающие сознанием (способностью мыслить), стремясь разрешить противоречие общества путём постижения богатства человеческой культуры, достигают уровня самосознания, понимания исторической реальности и собственной действительной роли в этой реальности, овладевают законами, открытыми классиками марксизма, первыми достигшими уровня самосознания, начинают объединяться в небольшие группы на основе новых отношений с целью создания новой формы материи, нового бытия, обладающего способностью к коллективному мышлению, и достигнув самосознания, ищут себе подобных и создают большую группу — партию; партия сознательно организует рабочее движение опять-таки на некапиталистической основе с целью производства классового сознания; класс, в котором зарождается классовое сознание, движется в направлении самосознания; с того момента, как рабочий класс овладевает самосознанием, начинается социалистическая революция, которая не может быть остановлена никакими человеческими силами, так как все человеческие силы — лишь результат деятельности самих рабочих.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.