Иерархия. ВАС 29.09.94 В случаях, когда
отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными
законми, ЗоЗПП может применятсья в части, не противоречащей ГК и специальным
законам. Т.о. сначала положения ГК, потом транспортные уставы и кодексы и
принятые в их развитие норматиыное акты, а потом ЗоЗПП и акты, принятые в его
разыитие.
Предмет.
Услуги по пространственному перемещению пассажиров. С точки
зрения буквального толкования здесь еще должен быть и багаж (некий
факультативный элемент для договора перевозки пассажиров). Договор перевозки
багажа реальный, т.е. он не м б одним и тем же договором. Есть билет, а есть
багажная квитанция. Договор перевозки багажа может заключать только тот, кто
заключил договор перевзоки пассажира.
Цена.
Провозная плата. В случаях, когда перевозка осуществляется
транспортом общего пользования, то цена устанавливается тарифами, в остальных
случаях цена устанавливается соглашением сторон. На основе ЗПП можно
утверждать, что цена – существенное условие.
Форма.
Заключение договора удостоверяется билетом. Форма билета
устанавливается ранспортным законодательством. П 6 ст 82 У ЖДТ: утерянные
билеты не восстанавливаются, если их восстановление и идентификация не могут
быть осуществлены, и денежные средства не восстанавливаются. В случае, если
пассажир предоставит доказательства утерянного билета на конкретное место
(поезда), то выдается новый билет.
Договор может заключаться путем конклюдентных
действий. (поднесение БСК в метро).
Обязанности перевозчика.
- Своевременно подать транспортные средства для посадки
пассажира и обеспечить их отправление по расписанию. Если данная
обязанность нарушена. Если происходит задержка в подаче, то, за
исключением городсткого, 3 % за час задержки, но не более стоимости
проезда. Воздушный транспорт – 25% за час, но не более 50%, КТМ – 50 %.
Пассажир может отказаться от проезда и потребовать возврата платы
(действует в т.ч. и на пригородный транспорт.
- Должен предоставить место, указанное в билете.
Предоставить пассажиру с его согласия другое место в том числе более
высокой категории, если же место более низкой категории – должен вернуть
разницу. Если эта обязанность нарушена, то пассажир может отказаться от
договора или переоформит проездные документы.
- Должен обеспечить безопасноть пассажира (гл59ГК) +
есть обязательное страхование на ЖД (указ Президента 7 июля1992) и сохранность
багажа – перевозчик несет ответственность за порчу, недостачу, утрату
багажа – не распротраняется на багаж, который следует с пассажиром, за
исключением аварий (с виной). Ст 88 УЖТ.
- Должен оказать пассажиру сервисное обслуживание (шашки,
газеты) как правило за отдельную плату.
- Обязаность своевременно доставить пассажира в пункт назначения.
За нарушение должен уплатить неустойку такой же размер как и при отправке.
Во внимание принимаются только полные часы и опаздание менее часа во
внимание не принимается. Претензионного порядка нет. Пассажиру
возвращвется стоимость проезда, если в результате опаздания он не успел на
согласованный поезд. Виесто этого он имеет право переоформит проездные
документы. Если перерыв в середине пути, то возвращается плата за
непроследованный часть пути.
Обязанноть пассажира.
- Оплатить проезд. Если нарушает, то штраф + оплатить проезд
до ближайшей станции.
- Должен соблюдать правила перевозки. Если не соблюдает, то
у перевозчика есть возможность отказаться от договора. Пост Правительчства
2 марта 2005. 3 ситуации, когда пассажир может быть удален из поезда.
- Работниками ОВД, если он нарушает общественный порядок и
мешает спокойствию других пассажиров (при этом не связывает с состоянием
опьяннеия. Деньги в размере стоимости проезда за непроследованное
расстояние не возвращаются.
- Медицинскими работниками в случае болезни пассажира,
препятствующей продолжению движения пассажира или угрожает другим
пассажирам. За непроследованное расстояние деньги возвращаются.
- Работниками перевозчика, если, проезжает без билета или
по недействительному билету.