Выполнение соответствующих договоров выполняется за счет бюджетных и внебюджетных ресурсов, страница 38

  1. Претензия должна быть предъявлена лицом, имеющим право на ее предъявление (перечень лиц, имеющих право строго ограничен. Во всех тр уставах и кодексах, кроме КТМ, претензия м б предъявлена либо отправителем, либо получателем в зависимости от ситуации) Передача отправителем или получателем своего права претензии к грузоперевозчику не допускается. П 40 ВАС № 30 06.10.05. В КТМ ст 404: право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю, при этом передача этого права не допускается за исключением случаев передачи права отправителем получателю и наобоброт, а также случаев передачи права отправителем или получателем экспедитору (но это логическая ошибка, так как экспедитор – это представитель отправителя или получателя). Уступку такого права надо отличать от суброгации в узком смысле – переход прав страховщику при уплате им страхового возмещения прав страхователя на предъявление требований (к перевозчику). Суброгация – это тоже перемена лиц в обязательстве, но в случае, прямо предусмотренном в законе. Не взникает нового правоотношения. П 47 ВАС №30.      
  2. Претензия должна быть адресована той транспортной организации, которая в соответствии с законом правомочна ее рассматривать. Применительно к перевозке в прямомо смешанном сообщении: претензия должна быть ардресована перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.   
  3. К претензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявляемых требований. Ключевое доказательство – коммерческий акт. Но формализация привозит к тому, что коммерческий акт является по сути единственным доказательством. П 49 ВАС №30: если документы не были приложены к претензии, то это есть несоблюдение претензионного порядка.
  4. Претензия должзна быть предъявлена в установленный законом порядке. 1ая позиция: ст 797 претензия должна предъявляться в порядке (не сроке), прелусмотренным в тр законодательстве. Срок в ГК не установлен + не сказано, что срок может устанавливаться в тр зако-ве. По ГК 30 дней на рассмотрение претензии. Но действует общее правило – в пределах срока исковой давности, а он для транспорта сокращен – 1 год.  2ая позиция уставы. Воздушный кодекс – 6 месяцев для претензии, в ЖДТ 6 месяцев, а в отношении штрафов и пеней – 45 дней. Суд практика исходит из прямого указания ГК, т.е. срок для претензии в пределах срока исковой давности. П 42 ВАС №30. ...однако, если при рассмотрении иска выяснится, что дело возникло вследствие нарушения сроков претензии к перевозчику в соответствии со ст123 УЖТ, суд вправе перенести на истца судебные расходы в полном порядке или частично

Ответственность грузоотправителя и грузополучателя.

Часто тоже являестя ограниченной, но нельзя об этом говорить как об общем правиле. Здесь нет претензионного порядка -  П 52 ВАС № 30 Стороны лишь вправе установить претензионный порядок. Нет ограничений по передаче права требования, т.е. перевозчик может передать свои права. П 10 ВАС № 81 (о КТМ).

Договор перевозки пассажиров.

Ст 786 – договор, по которому перевозчие обязуестя перевезти пассажиров в пункт назначения. А в случае сдачи багажа также доставить и выдать его управомоченному лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа  - и за провоз багажа.

Консенсуальный, взаимный, возмездный. Если перевозка осуществляется транспортом общего пользования, то договор публичный.

Стороны. Перевозчик и пассажир. Пассажир – только физ лицо, а в качестве перевозчика – толькок предприниматель с лицензией.

Применимы нормы закона о ЗПП и др, принятые в его развитие. Пост пр-ва № 72 (о внутреннем водном транспорте).