- Претензия должна быть предъявлена лицом, имеющим право на
ее предъявление (перечень лиц, имеющих право строго ограничен. Во всех тр
уставах и кодексах, кроме КТМ, претензия м б предъявлена либо
отправителем, либо получателем в зависимости от ситуации) Передача
отправителем или получателем своего права претензии к грузоперевозчику не
допускается. П 40 ВАС № 30 06.10.05. В КТМ ст 404: право на предъявление
претензии принадлежит получателю или отправителю, при этом передача этого
права не допускается за исключением случаев передачи права отправителем
получателю и наобоброт, а также случаев передачи права отправителем или
получателем экспедитору (но это логическая ошибка, так как экспедитор –
это представитель отправителя или получателя). Уступку такого права надо
отличать от суброгации в узком смысле – переход прав страховщику при уплате
им страхового возмещения прав страхователя на предъявление требований (к
перевозчику). Суброгация – это тоже перемена лиц в обязательстве, но в
случае, прямо предусмотренном в законе. Не взникает нового правоотношения.
П 47 ВАС №30.
- Претензия должна быть адресована той транспортной
организации, которая в соответствии с законом правомочна ее рассматривать.
Применительно к перевозке в прямомо смешанном сообщении: претензия должна
быть ардресована перевозчику, доставившему груз в конечный пункт
перевозки.
- К претензии должны быть приложены документы, которые в
соответствии с транспортным законодательством могут служить
доказательством предъявляемых требований. Ключевое доказательство –
коммерческий акт. Но формализация привозит к тому, что коммерческий
акт является по сути единственным доказательством. П 49 ВАС №30: если
документы не были приложены к претензии, то это есть несоблюдение
претензионного порядка.
- Претензия должзна быть предъявлена в установленный законом
порядке. 1ая позиция: ст 797 претензия должна предъявляться в порядке
(не сроке), прелусмотренным в тр законодательстве. Срок в ГК не
установлен + не сказано, что срок может устанавливаться в тр зако-ве. По
ГК 30 дней на рассмотрение претензии. Но действует общее правило – в
пределах срока исковой давности, а он для транспорта сокращен – 1 год.
2ая позиция уставы. Воздушный кодекс – 6 месяцев для претензии, в ЖДТ 6
месяцев, а в отношении штрафов и пеней – 45 дней. Суд практика исходит из
прямого указания ГК, т.е. срок для претензии в пределах срока исковой
давности. П 42 ВАС №30. ...однако, если при рассмотрении иска выяснится,
что дело возникло вследствие нарушения сроков претензии к перевозчику в
соответствии со ст123 УЖТ, суд вправе перенести на истца судебные расходы
в полном порядке или частично
Ответственность грузоотправителя и грузополучателя.
Часто тоже являестя ограниченной, но нельзя об этом говорить
как об общем правиле. Здесь нет претензионного порядка - П 52 ВАС № 30 Стороны
лишь вправе установить претензионный порядок. Нет ограничений по передаче права
требования, т.е. перевозчик может передать свои права. П 10 ВАС № 81 (о КТМ).
Договор перевозки
пассажиров.
Ст 786 – договор, по которому перевозчие обязуестя перевезти
пассажиров в пункт назначения. А в случае сдачи багажа также доставить и выдать
его управомоченному лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за
проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Консенсуальный, взаимный, возмездный. Если перевозка
осуществляется транспортом общего пользования, то договор публичный.
Стороны. Перевозчик и пассажир. Пассажир – только физ лицо,
а в качестве перевозчика – толькок предприниматель с лицензией.
Применимы нормы закона о ЗПП и др, принятые в
его развитие. Пост пр-ва № 72 (о внутреннем водном транспорте).