Обязанность обеспечить сохранность груза. О.п. с момента
принятия груза к перевозке до момента выдачи грузополучателю в пункте
назначения. При этом обязанность по сохранности в кодексах ставится в
зависимость от того, на ком была обязанность по погрузке. Если на
отправителе, то за недостатки, вызванные погрузкой, ответственность несет
отправитель. Несмотря на то, что перевозчик – предприниматель, 796 (презумпция
вины) перевозчик несет ответственность за несохранность, если не докажет,
что утрата, недостача, порча произошли по обстоятельствам, которые
перевозчик не мог предотвратить по не зависящим от него причинам. Однако в
некоторых уставах 118 ЖД, 168 кодекса мореплавания, 133 автомобильного –
действет презумпция невиновности перевозчика (несет ответственность
за вину, но доказывать ее долджен отправитель)!!! Соотношение этих норм п
37 ВАС № 30: при применении ст 118 жд следует исходить из того, что в предусмотренных
в этой статье случаях, перевозчик освобождается от ответственности, если
докажет, что они произошли вледствие обстоятельств, которые перевозчик не
мог предотвратить и устранение которых от нее не зависит. Т.о. 118
применяться не должна. Т.е. все равно действует презумпция вины. 13.04.04
Инф письмо ВАС №81: обзор практики применения К торгового мореплавания:
вопрос о 168 (невиновность) ВАС почему-то не ставит под сомнение
существование этой нормы. Т.о. есть 2 противоположных решения с разницей в
1 год. Объем ответственности перевозчика за сохранность груза. 796 Несет
ответственность либо в размере стоимости утраченного груза, либо в размере
стоимости, на которую уменьшилась стоимость. Стоимость может быть
объявлена заранее – тогда возмещению подлежит эта объявленная стоимость.
Т.о. ответственность только за реальный ущерб. Это положение дублируется
во всех тр уставах и кодексах. Чтобы не злоупотребить правом объявленной
стоимости. П 38 Пост ВАС №30: при обнаружении явного несоотвествия
объявленной стоимости реальной стоимости арб суд может рассмотреть это
после заявленного требования как злоупотребление правом – т.е. отказ в
судебной защите. КТМ содержит ряд специальных правил. 169КТМ: при
определении размера возмещения сумма возмещается, исходя из стоимости
груза в том месте и в тот день, когда груз должен был быть выгружен или
был выгружен. ВАС № 81 это правило применяется не зависимо от того, какую
цену заплатил грузоотправитель за поврежденный или утраченный груз при
приобретении этого груза. Т.о. риск увеличения стоимости лежит на перевозчике,
а уменьшения – на грузоотправителе. Эта цена определяется , исходя из цены
на товарной бирже или рыночной стоимости. КТМ: Когда род, вид и стоимость
груза не обяъвлены – не внесены в коносамент, тогда размер ответственности
868, 67 за рассчетную единицу стоимости (единица специального права
заимствования, определяемая МВФ. Пр: в сентябре 2005 примерно 42 рубля)
или 2 рассчетных единицы за киллограмм брутто веса, в зависимости от того,
какая из них больше.
Обязанность выдать груз получателю. Т.к.
обязательства сторон являются встречными, т.е. обязательным
условием выдачи груза является раскредитование отгрузочнызх документов,
т.е. внесение платы за перевозку и других причитающихся платежей. П 4 ст
790 ГК – перевозчик имеет право удержания, если причитающиеся платежи ему
не внесены. Суд практика считает это правило специальным по отношению к
359 (право удержания возникает вне зависимости от того, является ли
обязательство встречным или нет). ВАС №81 п 8: это подчеркивает. Т.е.
только при встречном обязательстве при перевозке груза возникает право
удержания. + он должен письменно уведомить грузоотправителя. Если в теч 4
суток с момента получения уведомления отправитель не распорядиться грузом
или получатель не внесет платежей, перевозчик имеет право реализовать
груз. П 29 ВАС № 30 при нарушении этого порядка перевозчик должен
возместить реальный ущерб, вызванный неправомерной реализаций груза. По о
п УЖТ реализация происходит по правилам ГК с публичных торгов (как
предусмотрено для залога). Как исключение продовльственные и
скоропортящиеся грузы могут быть проданы без публичных торгов. П 4 ст 35
УЖТ: перечень грузов, не подлежащих реализации вообще. Ст 79 и 85 КВВ в
случае неуплаты перевозчик имеет право удержания). Реализация через
публичные торги. Скоропортящийся груз или груз, расходы на содержание
которого превышает его стоимость м б реализованы непосредственно. Ст 160
КТМ также удержание до уплаты соответствующих сумм или предоставления
обеспечения, а реализация груза во всех случаях происходит в соответствии
с ГК. Обязанность по выдаче груза включает в себя обязанность по проверке
массы, количества и состояния груза. Зак-во, исходит их того, что такакя
проверка не является обязательной и приобретает статус обязательно в
случаях, указанных в законе. Пр: если груз в неисправном вагоне, или
нарушен температурный режим, если погружен непосредственно перевозчиком.
Этим законом м б не только транспортное законодательство ВАС № 30: обязанность
проверять предусмотрена в частности законом о гос материальном резерве. Во
всех остальных случаях проверка производится в соответствии со специальным
договором (по сути за отд плату, если перевозчик возьмет на себя такое
обязательство. Если в результате проверки будет обнаружена недостача или
повреждения должен быть составлен «коммерческий акт» (это основное
доказательство). При спорах о перевозке обязателен претензионный порядок.
Отсутствие коммерческого акта рассматривается как нарушение претензионного
порядка, т.е. отказ в судебной защите. Ст 80 КВВ также ряд случаев, когда
проверка состояния груза является обязательной. В иных случаях груз
выдается без проверки, если иное не предусмотрено в договоре (отдельном
соглашением). В КТМ При фактической или предполагаемой утрате или повреждении
сторонам должна быть предоставлена возможность осмотра или проверки, при
этом расходы ложаться на сторону, потребовавшую осмотра, но если
обнаружены недостача или повреждения, то расходы перекладываются на
перевозчика.