Числа об/мин определяются при паспортизации при помощи тахометра. Наибольшая мощность на шпинделе по приводу рассчитывается по формуле Nприв = NЭh, кBm, где N Э — мощность приводного электродвигателя в кВт; h— к. п. д. станка. Если станок приводится от трансмиссии, то вместо N Э подставляется мощность, которую может передавать ремень, надетый на приемный шкив станка: где Р — полезное усилие ремня в кГ; v — скорость ремня в м/сек. Наибольший допустимый крутящий момент на шпинделе рассчитывается по формуле Мк =975 кГм, где n — число об/мин шпинделя; N — меньшая из величин Nприв и Nсл в кВт; Nсл — мощность на шпинделе, допускаемая наиболее слабым звеном (элементом) кинематической цепи от электродвигателя до шпинделя.
Общий к. п. д. одношпиндельного станка ориентировочно определяется по формуле h= k , где hi— к. п. д. соответствующего элемента передачи, в котором теряется часть передаваемой мощности; для ременных, цепных, зубчатых передач, подшипников значения hизвестны из опыта, для червячных и эпициклических передач, кулисных механизмов к. п. д. подсчитываются по соответствующим формулам; r — количество однотипных передач во всей кинематической цепи привода, имеющих примерно одинаковый к. п. д.; k— коэффициент, учитывающий расход мощности на подачу.
К. п. д. кинематических цепей привода многошпиндельного станка определяются по формуле h = hohI , где ho — к. п. д. передачи от источника энергии до последнего общего звена; hi — к. п. д. передачи от последнего общего звена до i-ro шпинделя.
Точность проверяемых зубчатых колес принимают при отсутствии рабочих чертежей соответственно 2-му классу по ГОСТ. Колеса, зубья которых шлифованы, относят к 1-му классу точности.
Для удобства сопоставления полученных данных при нахождении слабых звеньев составляют таблицу, в которую заносятся результаты расчетов всех проверяемых элементов механизма. В эту таблицу заносят числа оборотов шпинделя в возрастающем порядке из раздела паспорта «Механизм главного движения». Номера валов также записываются в последовательном порядке от приводного электродвигателя до шпинделя. Число вертикальных граф под каждым номером вала должно соответствовать количеству проверяемых расчетом элементов.
При наличии на валу фрикционной муфты, шкива ременной передачи и т. д. для них отводятся дополнительные графы.
Поверочный расчет следует начинать с наименьшего числа оборотов шпинделя, так как это дает возможность при проверке на последующих числах оборотов для звеньев, ранее не оказавшихся слабыми, расчета не производить.
Расчет мощности, допустимой по слабому звену — зубчатому колесу станка, может производиться и графическим методом. Впервые такой метод расчета коробок скоростей и механизмов подач был предложен Н. В. Игнатьевым в 1937 г. При расчете по этому методу учитывается только прочность зуба на изгиб. В настоящее время поверочный расчет зубчатых колес должен производиться на выносливость как по изгибу, так и по контактным напряжениям на рабочих профилях зубьев. Поэтому существующие графические методы могут быть использованы лишь для ориентировочных подсчетов.
1.3.3.1. Наибольшее усилие, допускаемое механизмом подач
Поверочный расчет механизма подач при паспортизации производится в зависимости от конструкции этого механизма.
Если подача осуществляется посредством зубчатого колеса и рейки, то определяются наибольшие усилия, допускаемые реечным колесом, рейкой и элементами цепи, передающей движение на реечное колесо. Из полученных величин в паспорт записывается наименьшая.
Расчет наибольшего окружного усилия, передаваемого реечным колесом, производится из условия прочности зуба на изгиб и на смятие по формулам:
. Ри= 5,2 mby[s]И , кГ, PCM = , кГ, где m — модуль в мм (измеряется по рейке); b — ширина реечного колеса в мм; у — коэффициент формы зуба; z — число зубьев реечного колеса; [s]И — допускаемое напряжение на изгиб в кГ/мм2; [s] см — допускаемое напряжение на смятие в кГ/мм*.
Минимально допустимые коэффициенты долговечности учтены в коэффициентах этих формул.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.