Все письменные сделки делятся на:
• совершаемые в простой письменной форме;
• нотариально удостоверенные;
• подлежащие государственной регистрации. Простые письменные сделки заключаются без участия официальных государственных или иных учреждений. Чтобы оформить такую сделку, достаточно составить документ произвольной формы, в котором будут указаны содержание сделки, наименования и подписи сторон.
Согласно ст. 161 「К в простой письменной форме должны совершаться:
• сделки юридических лиц между собой и с гражданами,'
• сделки граждан между собой на сумму более 10 минимальных размеров оплаты труда (имеется в виду базовая сумма, пояснения см. на стр. 16);
• предусмотренные законом сделки, независимо от того, кто в них участвует и какова сумма. К этой группе относятся договоры поручительства, продажи недвижимости, аренды на срок более года, найма жилого помещения, договор банковского вклада, страхования и др.
Кроме того, простую письменную форму можно придать любой «устной» сделке, если на то будет желание сторон.
Например, вы заключаете сделку с малознакомым человеком и хотите быть уверены, что он вас не обманет. Бы понимаете, что если оговорите все условия «на словах», то у вас не останется никаких доказательств вашего разговора, и в случае чего вам будет очень сложно заставить «оппонента» выполнить обязательства.
•И
Чтобы как-то подстраховаться, вы можете предложить новому знакомому составить письменный договор и детально прописать в нем его и свои обязанности. Договор, заключенный в письменной форме, поможет вам избежать лишних споров и, если потребуется, докажет вашу правоту в суде. Ведь, как известно, суд принимает во внимание только явные доказательства, а никак не голословные заявления.
Конечно, сама по себе письменная форма сделки значит гораздо больше, чем устная договоренность. Но в некоторых случаях даже такого оформления сделки бывает недостаточно.
Допустим, вы хотите продать квартиру, которая оформлена на вас и вашу супругу (или супруга). Но так как эта квартира принадлежит вам обоим, то продать ее в одиночку вы не сможете - вам нужно будет сначала получить у своей второй «половины» нотариально заверенную доверенность на продажу общего имущества. Обратите внимание, именно нотариально заверенную! В таком серьезном деле, как продажа недвижимости, простой письменной доверенностью уже не обойтись!
Нотариальное удостоверение сделки совершается очень просто. Бы приходите в любую нотариальную контору и приносите туда документ о заключении сделки, составленный в простой письменно форме. Нотариус проверяет этот документ на соответствие Закону и, если все оформлено правильно, ставит на нем подпись и печать с указанием номера записи в реестре для регистрации нотариальных действий.1.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в Законе (например, оформление доверенности на продажу квартиры, договора ренты, завещания), а также предусмотренных соглашением сторон.
В ряде случаев письменные сделки подлежат государственной регистрации (например, с землей и другим недвижимым имуществом). Случаи и порядок такой регистрации устанавливаются Законом.
Несоблюдение нотариальной формы сделки или требования Закона о ее государственной регистрации влечет недействительность сделки. Однако из этого правила есть некоторые исключения.
Так, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения или государственной регистрации, а другая сторона уклоняется от удостоверения или
Реестр для регистрации нотариальных действий - это отчетный документ, в котором отражаются сведения обо всех документах, заверенных нотариусом.
регистрации сделки, суд вправе по требованию исполнившей стороны признать сделку действительной (а в случае необходимости государственной регистрации сделки -зарегистрированной). В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.