Хозяйственное право: Учебное пособие (Разделы 1-7: Основы предпринимательской деятельности. Право собственности), страница 27

Так, согласно ст. 35 Закона «Об акционерных обществах», все акционерные общества обязаны создавать резервный фонд1, который может расходоваться в различных чрезвычайных ситуациях. Например, при помощи средств резервного фонда можно поддержать цену акций на достаточно высоком уровне, или покрыть возникшие убытки.

Размер резервного фонда АО должен быть не менее 5% от величины уставного капитала общества. В ЗАО «Интерьер» размер уставного капитала 100 ООО рублей, следовательно, величина резервного фонда не может быть менее 5 ООО

При создании ООО учреждать резервный фонд не обязательно.


рублей. Эту информацию следует подробно указать в Уставе общества.

Остальные фонды образовываются в обществе по усмотрению его учредителей. В нашем случае никаких фондов кроме резервного ЗАО «Интерьер» не создает.

Теперь поговорим о документах организации.

В процессе своей деятельности каждая организация накапливает солидный набор документов. Часть из них сразу же передается в архив организации, другая часть должна некоторое время храниться по месту образования (в бухгалтерии, в отделе кадров и т. д.) и только потом передаваться в архив.

Например, в пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики в течение четырех лет обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также документов, подтверждающих получение доходов (для организаций - также и осуществление расходов) и уплату (удержание) налогов.

Исходя из этого требования, в Устав общества нужно внести пункт, согласно которому все документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов, хранятся на предприятии не менее 4 лет, после чего передаются в архив организации и хранятся там еще 5 лет (согласно ст. 17 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 21.1 1.1996 г. №129-ФЗ). По истечении этого срока они могут быть уничтожены.

Остальные виды документов, имеющие отдаленное отношение к налогам, могут иметь другие сроки хранения до передачи в архив общества. В пункте 9.1 0 Устава ЗАО «Интерьер» дан достаточно полный перечень таких документов. В пункте 9.12 изложены сроки хранения документов различных типов.

10. Распределение прибыли

Нередко в Уставах хозяйственных обществ можно встретить записи о том, что распределение прибыли осуществляется ими в соответствии с действующим законодательством. Сказать, что подобная формулировка незаконна, нельзя. Но и использовать ее в своем Уставе мы вам не советуем. Почему? Потому что в ней нет конкретных указаний на порядок распределения прибыли. А значит, каждый учредитель может трактовать Устав так, как это выгодно лично ему.

Чтобы избежать возможных разногласий между акционерами, в Уставе общества следует установить максимально четкие критерии распределения прибыли.

Найдите 10 пункт Устава ЗАО «Интерьер» и познакомьтесь с его содержанием. В нем подробно определяется порядок начисления и выплаты дивидендов, рассматриваются другие вопросы, касающиеся распределения прибыли.

1 1. Ликвидация и реорганизация

В народе есть такое выражение: «Надеяться на лучшее, но готовиться к худшему». И оно в полной мере применимо к созданию новой организации. Ведь, составляя Устав будущего общества, учредители обязаны заранее предусмотреть условия его ликвидации или реорганизации.

По сути, и ликвидация, и реорганизация общества означают одно и то же - общество перестает существовать как самостоятельное юридическое лицо. Однако последствия этих событий для учредителей будут существенно различаться.

Так, при реорганизации общества все его права и обязанности переходят к юр. лицу, создаваемому на базе этого общества (обратите внимание - к новой организации переходят и права, и обязанности). А при ликвидации общество прекращает свою деятельность без какого-либо правопреемства.

Реорганизация может быть как добровольной (по решению акционеров), так и принудительной (например, в случае, если число участников ЗАО «перевалит» за 50). При реорганизации «старое» общество составляет передаточный акт, который затем передается организации-правопреемнику, и уведомляет кредиторов о предстоящих изменениях своей организационно-правовой формы.