На основе этой теории Гейзенбергом был введен принцип неопределенности
,
где - некоторый импульс, получаемый электроном;
- расстояние;
h – постоянная Планка.
Принцип Гейзенберга гласит, если есть сила и некоторое расстояние, то, тем не менее, невозможно указать координаты электрона в пространстве состояния, иначе говоря, нельзя указать точную траекторию движения.
Таким образом, частица (электрон) не является точным определенным моментом, а является совокупностью возможностей.
Физики пришли к выводу, что эта неопределенность в положении электрона является квантовой неопределенностью, и она неуничтожима. Не зависит от точности измерений и является внутренним свойством материи. Таким образом, неопределенность является природной сущностью окружающего нас мира, ее необходимо учитывать и главным инструментом здесь выступает ТВ.
4. Неопределенность и информация
Информация как некоторое понятие также построено на вероятности. При этом по Шеннону информация есть снятая неопределенность, которая выражается через энтропию. Так, например, неопределенность снимается с помощью вопросов и ответов.
Пример: Зайдите завтра (выбор 1); зайдите во второй половине месяца (выбор 15); зайдите в следующем месяце (выбор 30).
Как видно, чем больше выбор, тем выше неопределенность. Отсюда вытекает соотношение:
I=H0 - Hк ,
где I – информация;
H0 – начальная энтропия;
Hк – конечная энтропия;
В свою очередь понятие «энтропия», которое вытекает из II начала термодинамики, приводит к хаосу (разрушению).
Н=-logP,
где Р – вероятность выбора.
Например, для алфавита из 32 букв. Н=25=5 бит.
Информация на прямую связана и непосредственно определяется, как некоторая «снятая» неопределенность.
5. Неопределенность и управление
Любая техническая система используется также как объект преобразования информации.
У – вектор входных возмущений;
Х – вектор отклика системы;
А – оператор преобразования;
Е – случайная помеха (белый шум)
А*Х=У
Х=А-1*У+Е2
Таким образом, реакция системы содержит неопределенность. Задачей управления является снижение этой неопределенности и получение за счет этого качественного результата.
Почти все понятия науки об управлении кибернетикой основаны на вероятности и без ее учета реализация управления невозможна.
6. Неопределенность и игра
В практических условиях деятельности человека, он сталкивается с некоторыми обстоятельствами, которые определяются термином «игра».
Различают 2 вида:
1. игра с соперником
Эти игры называются игры с противоположными интересами. Здесь неопределенность обусловлена интересами, способом поведения или действиями игроков, а также располагаемыми ими ресурсами (шахматы, военные сражения и др.)
Есть данные, что некоторыми полунаучными методами (подсчетом вероятности) неопределенность поведения противника учитывалась А. Македонским и Д. Донским.
Игры с противоположными интересами представляют высокую степень неопределенности, которая преодолевается с помощью ТВ.
2. игры с природой.
В этом случае соперник, как бы не имеет своих интересов, но его реакция может быть выражена с некоторой степенью неопределенности, является недостаточно ясной для игрока. И здесь сценарий или ход событий содержит долю неопределенности.
7. Неопределенность и прогнозирование
В реальной действительности часто возникает задача прогностики, иначе говоря, прогнозирования будущего состояния технической системы или организационной системы. В этом случае автор опирается на некоторую статистику (статистический ряд) на основании которой он пытается предсказать будущее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.