Конспект лекций по дисциплине "Эксплуатация и обслуживание машин", страница 9

Он составляется конструкторской организацией, разрабатывающей рабочие чертежи на машину.

 Паспорт состоит из разделов:

 - общие сведения;

 - назначение  и область применения;

 - основные технические данные;

 - комплект  поставки;

 - свидетельства о приемке, консервации, упаковке, сдаче в эксплуатацию;

 - гарантийные обязательства;

 - свидетельства о рекламациях.

В некоторых случаях к паспорту прилагается опросный лист (для обратной связи с заводом-изготовителем), в котором потребителю предлагается дать свои замечания и предложения по эксплуатации машины:

 - название, индекс, заводской номер;

 - технические операции, выполняемые  изделием, условия эксплуатации;

 - производительность, габариты, масса, число обслуживающего персонала;

 - все, с чем поставляется изделие: запчасти, инструмент, комплектующие для монтажа, монтажный чертеж, техническое описание, инструкции по эксплуатации, ведомости покупных изделий.

При обнаружении дефектов, потребитель составляет рекламационный акт который утверждается руководством предприятия и отправляется заводу-изготовителю.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура и содержание  технической документации по обслуживанию и эксплуатации  технологического оборудования?

2. Что собой представляют:

- « Журнал эксплуатации оборудования»;

- «Журнал учета работы оборудования».

3. Что такое «дело машины» и с какой  целью оно ведется?

4. Кем разрабатывается паспорт машины и его содержание?

Литература  [1], стр. 47-55, [2], стр.89-90.


4. Смазочные материалы

Общие сведения

Современные машины рыбообрабатывающих производств отличаются:

1.  высокой точностью изготовления наиболее ответственных сопряжений;

2.  высокими скоростями движения рабочих органов

3.  значительными усилиями, развивающимися в процессе работы.

В машинах во время работы возникают разного рода неисправности и неполадки, снижающие качество продукции и производительность машин.

Неисправности машин большей частью возникают из-за износа и поломки деталей.

Основные условия  защиты деталей от износа – это регулярная и правильная смазка трущихся поверхностей. (Смазочное вещество, введенное между трущимися поверхностями, значительно уменьшает трение).

В зависимости от наличия и толщины смазочного слоя и его состояния различают трение:

 - сухое;

 - жидкостное;

 - полужидкостное;

 - граничное.

Сухое – возникает при полном отсутствии смазки и загрязнений между трущимися поверхностями деталей.

Жидкостное – при условии, когда трущиеся поверхности разделены устойчивым слоем смазки.

Полужидкостное – если масляный слой не предохраняет отдельные неровности поверхностей от взаимного соприкосновения.

Граничное – появляется  когда трущиеся поверхности разделены тончайшим слоем смазки (0,1 мм и менее).

Уменьшение трения связано со снижением износа.

Так, смазочные материалы препятствуют проникновению к трущимся поверхностям вредных агентов – агрессивных жидкостей, газов, паров и абразивных материалов – пыли, грязи и т.д.

Почти все смазочные материалы защищают металлические поверхности от коррозии.

Известны 4 типа смазочных материалов:

 - газообразные;

 - твердые;

 - жидкие;

 - консистентные (или пластичные).

В рыбной промышленности применяют жидкие и консистентные материалы, получаемые из нефти. Такие масла и смазки называют минеральными.

Основной особенностью масел по сравнению со смазками является их текучесть, подвижность. Эти свойства масел позволяют:

 - применять их в циркуляционных системах смазки пар трения;

 - производить охлаждение деталей;