Конспект лекций по дисциплине "Эксплуатация и обслуживание машин", страница 13

1.  Доброкачественное масло не имеет запаха (за исключением «велосита» - с запахом керосина).

Если масло имеет затхлый запах, значит оно содержит воду. (Наличие бензина или керосина повышает температуру вспышки).

2.  Наличие в масле грязи (абразивных частиц, пыли и др.) можно обнаружить, поместив в каплю масла на чистую фильтровальную бумагу. На фоне расплывающегося пятна обнаруживаются мелкие пылинки.

3.  Недоброкачественность смазки можно обнаружить по ее загрязненности и расслаиванию. Так от смазки может отслаиваться мыло (в виде отдельных комков) или масло (тогда оно всплывает на поверхности смазки).

Периодичность и карты смазки

При техническом обслуживании  оборудования  рыбообрабатывающих предприятий особое внимание обращают на смазку сопряженных звеньев механизмов. Как правило, это наиболее ответственные узлы и выход их из строя связан со значительными затратами на восстановление работоспособности.

Завод-изготовитель в своей технической документации определяет порядок смазки узлов трения и этот порядок необходимо соблюдать.

Факторы, определяющие режимы смазки.

1.  режим  работы механизма (нагрузка, частота вращения, рабочая температура и др.);

2.  техническое состояние;

3.  конкретные условия эксплуатации (окружающая среда, коэффициент загрузки и др.), которые не могут быть полностью учтены при расчетах.

Периодичность смазки зависит в основном:

 - от типа пары трения;

 - от режима работы оборудования и др.

Например:

При техн. обслуживании оборудования для выгрузки и транспортирования рыбы пары трения (подшипники, втулки опорных колес, механизмы поворота) смазывают 1 раз в смену.

Втулки подшипников скольжения канатных блоков механизма подьема – 1 раз в сутки.

Открытые цепные и зубчатые передачи  - 2 раза в месяц.

Периодичность смены масла определяется целыми рядом факторов, но главными из которых являются 2 фактора:

1.  режим работы оборудования;

2.  вид обрабатываемой продукции.

Так в редукторах сушильных установок (где присутствует температурный режим) и в рыбообрабатывающих машинах смена масла производится через 200ч работы оборудования, тогда как в редукторе маркировочного станка – через 500ч. работы.

Все пресс-масленки и колпачковые масленки  заполняются консистентной смазкой через каждые 8 часов работы.

 Завод-изготовитель с комплектом технической документации поставляет карту смазки машины  или так называемую иллюстрированную схему смазки, представляющую собой скелетную схему машины с указанием точек смазки. Каждая точка на схеме имеет номер позиции. К карте смазки прикладывается таблица смазки машины.

В некоторых случаях на самой карте смазки отражается периодичность смазки. Смазку нужно производить аккуратно. В случае пролития смазочных масел следует немедленно их удалить.

При проведении укрупненных расчетов нужно учесть, что 1 капля минерального масла  »0,025г.

Основные смазочные устройства

Различают два способа смазки:

 - индивидуальный;

 - централизованный;

а по характеру действия (во времени);

 - периодическую;

 - непрерывную смазку.

Способ подачи масла к трущимся парам:

 - без принудительного давления;

 - под принудительным давлением.

По характеру циркуляции масла смазочные системы:

 - проточные

 - циркуляционные

 - смешанные

Циркуляционные смазочные системы характеризуются тем, что масло, поступая в узел трения из емкости (бака, резервуара, картера), снова возвращается  в емкость и циркулирует так многократно. При этом циркуляция может быть свободной и принудительной.

При свободной циркуляции смазка осуществляется  путем разбрызгивания (или при помощи колец).

При принудительной смазке масло поступает в узлы трения под действием собственной силы тяжести, подается насосом или сжатыми воздухом.