- кальциевые (солидолы);
- натриевые (консталины);
- кальциево-натриевые с металлической основой (магниевые, литиевые, алюминиевые и др.);
- графитовые;
- углеводные (ГОИ, ЦИАТИМ 205).
Подшипники скольжения смазывают маловязкими маслами и пластичными смазочными материалами. Масла применяют в быстроходных подшипниках в тех случаях, когда необходимо охлаждение узлах трения (например, в коренных и шатунных подшипниках).
Пластичные смазочные материалы используют в тихоходных подшипниках и шарнирных соединениях.
Подшипники скольжения из некоторых цветных металлов легко корродируют под действием продуктов окисления смазочных материалов, поэтому следует проверять совместимость смазочного материала с материалом подшипника.
В быстроходных подшипниках имеется опасность уноса масла, поэтому их необходимо тщательно герметизировать и своевременно восполнять смазочный материал.
Распределительные смазочные канавки не должны доходить до торцов подшипников, края их следует закруглять.
Подшипники качения смазывают также маслами и пластичными смазочными материалами.
Пластичные смазки выбирают в зависимости от:
- степени герметизации узла;
- необходимости отвода теплоты;
- требований по защите от воздействия внешней среды.
В общем случае для подшипников качения можно применять масло повышенной вязкости, при которой момент трения и температура подшипников будут находится в приемлемых пределах.
Подшипники, которые имеют небольшие потери на трение смазывают маслами меньшей вязкости, тяжелогруженые - маслами большей вязкости. Причем крупные подшипники (с внутренним диаметром 150 и более) смазывают чаще.
Подшипники в редукторах, коробках скоростей и других аналогичных механизмах смазывают чаще всего тем же маслом, что и шестерни.
Масло поступает в подшипники:
1) в виде брызг от вращающихся шестерен, путем подачи смеси воздуха с мельчайшими частицами масла
2) прокачиванием большого количества масла через подшипники (струйное смазывание), обеспечивая тем самым их охлаждение. Это наиболее эффективный способ смазывания ответственных тяжелонагруженных быстроходных подшипников.
Если подшипники качения работают в условиях ударных нагрузок, то целесообразно применять пластичные смазки, которые в этих случаях амортизируют, поглощая энергию удара(чаще применяют смазки мягких сортов, приготовленные на вязких маслах УНИОЛ-1 и ЦИАТИМ-201).
Зубчатые и червячные редукторы наполняют маслом до указанного в инструкциях уровня.
Сорт масла применяют в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (Например для редукторов всех типов, работающих при отрицательных температурах, масло выбирают с учетом температуры застывания).
Открытые зубчатые передачи обрабатывают липкими консистентными смазками (на кальциевых и алюминиевых мылах) с антифрикционными присадками. Для тихоходных лебедок с грубой обработкой шестерен используют графитную смазку УСсА с высоким допускаемым давлением и с противозадирными характеристиками. Смазку меняют обычно через 15…30 суток.
Винтовые и реечные передачи смазывают пластичными материалами с антифрикционными присадками (графитом, дисульфидом молибдена), а при работе при отрицательных температурах 223К (-50ºС) применяют ЦИАТИМ-201.
У фрикционных муфт (одно, - многодисковых и конических) поверхности трения сделаны из различных материалов (чугуна, бронзы, асбеста, текстолита). Смазочный материал позволяет уменьшить изнашивание и отвод теплоты от трущихся поверхностей.
Поэтому в качестве смазки применяют маловязкие масла с противоизносными присадками.
Роликовые цепи смазывают нефтяными маслами или мягкими пластичными смазочными материалами. При скорости цепи 8 м/с и более масло подают на внутреннюю сторону цепи каплями или пропускают движущую цепь через масляную ванну. С увеличением давления используют масла большей вязкости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.