Конспект лекций по дисциплине "Эксплуатация и обслуживание машин", страница 14

 При проточной смазочной системе  - масло поступает в узлы трения, а после смазки вытесняется за пределы механизма, т. о. используется однократно.

Способы подачи масла при проточной системе:

 - ручной;

 - фитильный;

 - капельный;

 - путем набивки и др.

Смазочные устройства различают:

 - для смазочных минеральных масел;

 - для густых консистентных смазок;

а также:

 - индивидуальные;

 - централизованные.

1. К индивидуальным принадлежат масленки различных конструкций, обслуживание которых занимает много времени.

(Это ощущается, если масленок много и расположены они на значительном расстоянии друг от друга).

2.Централизованная смазка производится с помощью насосов ручным или автоматическим способом. (Через трубки-маслопроводы масло нагнетается  к трущимся частям  или в центральный распределитель – маслосборник, откуда оно поступает на обслуживание машин).

Устройства для индивидуальной смазки:

(по способу) смазки могут быть:

 - ручные;

 - автоматические.

Масленка с шариковым клапаном, так называемая пресс-масленка применяется для ручной смазки, которая

осуществляется с помощью шприца. Шприц нажимает

на шарик и через образовавшуюся щель подается густая                      Рис.1

или жидкая смазка. (Рис.1)

Колпачковая смазка применяется для подачи гус-

той смазки. Завинчиванием колпачка создается давле-

ние, при котором смазка подается к смазываемой

поверхности.

Недостаток этих двух смазочных устройств за-

ключается в том, что рабочему приходится часто повто-

рять операцию смазки. (Рис.2)                                                                              Рис.2

Масленки автоматического действия обеспечивают лучшие условия смазки и сокращают время обслуживания оборудования. У непрерывно действующей фитильной масленки  масло в нужных количествах попадает  к месту смазки через фитиль, очищаясь посредством его от грязи.(Рис.3). Количество подаваемого масла зависит от толщины фитиля и плотности его посадки в канале масленки. Чем плотнее посажен фитиль в канале, тем меньше подача масла.

Фитиль изготавливают из шерстяных ниток и

вводят в специальную петлю из мягкой проволоки. За-                                Рис.3                                                      

грязненный фитиль заменяют новым.

Капельные масленки обеспечивают подачу масла

точными дозами. Масло поступает через отверстие, се-

чение которого изменяется в зависимости  от положе-                  

ния иглы, подвинчиваемой гайкой.                                                          

Кольцевая смазка осуществляется при помощи колец, сидящих на валу, диаметр которых значительно больше диаметра вала. Нижняя часть кольца погружается в масляную ванну и вращаясь вместе с валом увлекает масло, которое затем стекает на вал, растекается по всей длине подшипника и стекает в ванну.

Достоинства: простота обслуживания, но может быть применена только при горизонтальном расположении вала.

Картерная смазка, как и кольцевая является разновидностью циркуляционной системы со свободной циркуляцией масла. При этом смазывание происходит путем погружения трущихся деталей в масло или разбрызгиванием находящегося  в картере масла (шестерней или крылаткой).

Картерная смазка эффективна и надежна, она обеспечивает жидкостное трение и минимальный износ.

Смазочные системы с принудительной

циркуляцией масла обеспечивают хорошее

смазывание трущихся поверхностей.(Рис.4)