Срок службы шарниров цепи увеличивается при использовании смазки с антифрикционными добавками (или графита).
На основании указаний по смазке в технической документации изготовителя на машину составляют карту смазки всей машины и каждого механизма.
В ней приводят данные:
- периодичность смазывания;
- смазочный материал;
- смазываемый узел трения;
- число смазываемых точек.
Рекомендации по выбору
Для смазки рыбообрабатывающих машин используется широкая номенклатура смазочных материалов.
Выбор масла определяется конструкцией узлов, условиями и режимом работы машин, а также свойствами смазочных материалов. Однако основным определяющим фактором при выборе вида масла является взаимодействие его с водой.
Водостойкость смазок зависит от материала загустителя. Хорошей водостойкостью обладают смазки на кальциевых, литиевых и алюминиевых загустителях.
Для рыбообрабатывающего оборудования необходимо применять более вязкие масла по сравнению с общепринятыми в машиностроении.
Жидкие (картерные) масла рекомендуется применять в основном для смазки закрытых зубчатых и червячных передач.
Наиболее подходящими для рыбообрабатывающего оборудования являются: ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-203, АСМ-3, МС-70. Они относятся к водоупорным и остаются достаточно эффективными даже при соприкосновении с водой.
Не рекомендуется применять жировые консталины: УТ-2(л), УТ-3(т), УТ-1(солидолы), и синтетические УТС-1, УТС-2, УТС-3 из-за плохой влагостойкости.
При работе машин в судовых условиях желательно ориентироваться на смазки: АТС-3 и МС-70 и на масла турбинные 57 и т.д.
Для картеров рекомендуется применять турбинные масла, обладающие высокой эмульгирующей способностью.
Для подшипников качения электродвигателей рекомендуется смазка ЦИАТИМ-202.
Смазочные материалы ядовиты, поэтому и попадание на рыбопродукцию должно быть исключено.
Оценка качества масел.
Исходным материалом для получения масел является мазут.
Эксплуатационные показатели минеральных масел в чистом виде ниже, чем минеральных с присадками (присадки улучшают эксплуатационные свойства масел, применяются с целью снижения трения, защиты металла от коррозии, увеличения износостойкости деталей и т.д.)
Наличие воды в масле недопустимо, т. к. присутствие даже следов ее вызывает сильную коррозию.
Вода может попасть в масло в результате небрежного хранения и транспортирования. При наличии в масле воды 0,05% его нельзя подавать к парам трения посредством фитилей и тампонов.
Присутствие в маслах водорастворимых кислот и щелочей также недопустимо, т.к. они вызывают коррозию и разъедают металл, с которым они соприкасаются.
Наличие механических примесей в масле (пыль, песок, грязь и др.) вызывает абразивный износ смазываемых поверхностей. Для большинства масел допускается наличие примесей не более 0,005%.
Достоинства масел:
1. низкий коэффициент внутреннего трения – что дает возможность применять их при высоких частотах вращения;
2. возможность применения как при высоких температурах так и при низких температурах;
3. возможность замены без разборки механизма;
4. охлаждение трущихся частей циркулирующим маслом;
5. непрерывная тонкая фильтрация;
6. применение фитильного способа подачи.
Недостатки жирной смазки:
- легкое вытекание из корпусов, что вызывает необходимость применения надежных уплотнений и частого пополнения смазки.
Показатели масел определяются в результате лабораторного физико-химического анализа.
О качестве масла можно судить по внешним признакам:
1) помутнение:
- из-за присутствия воды;
- из-за действия низких температур.
Нагревают пробирку с маслом – если на дне пробирки окажется водяной осадок, то причина – наличие воды, если осадка нет – причина помутнения низкая температура и масло признается доброкачественным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.