СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
2 (14) |
1997 |
Издается с марта 1994 г. |
Выходит 4 раза в год |
Главный редактор А.К.Зайцев Редакционная коллегия: А.Г.Здравомыслов (г.Москва) И.Вюстенберг (Бельгия) В.Мастенбрук (Нидерланды) Э.Ван де Флирт (Нидерланды) В.А.Авксентьев (г.Ставрополь) А.Я.Клементьева (г.Калуга) Е.Г.Дементьева (г.Калуга) Ответственный секретарь Ю.В.Карпенков |
Адрес редакции: 248600, г.Калуга, ул.Ленина,83, Калужский институт тел. (0842) 57-00-21 e-mail: krokus@insoc.postdep.kaluga.su |
Журнал издается при поддержке Национального Фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК), Ассоциации консультантов по управлению Нидерландов и Калужского педагогического университета им.К.Э.Циолковского.
Учредитель: Калужский институт социологии. Издание зарегистрировано Комитетом Российской Федерации по печати. Регистрационный № 012923.
Страницы
журнала открыты для дискуссионных материалов, поэтому |
|
Отпечатано в ГП “Полиграфист” г.Калуга, пл.Старый Торг, 5. Подписано в печать 10.07.97 |
Объем 6 п.л. Тираж 1000 экз. Офсетная печать Гарнитура Таймс |
Обложка П.К.Зайцев, литературный корректор И.В.Карпенкова
компьютерный дизайн и верстка С.В. Карнаухов. Ю.В.Карпенков
© Калужский институт социологии, “Социальный конфликт”, 1997
СОДЕРЖАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Э. Ван де Флирт, О.Янссен
ВНУТРИГРУППОВОЕ КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ОПИСЫВАЮЩИЙ, ОБЪЯСНЯЮЩИЙ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ........... 3
Д.Джонсон, Р.Джонсон
ПРОГРАММЫ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ И ПОСРЕДНИЧЕСТВУ РАВНЫМИ ПО СТАТУСУ ЛИЦАМИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛАХ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ......... 42
С РАБОЧЕГО СТОЛА КОНФЛИКТОЛОГА
А.Я.Клементьева
ТРЕНИНГ “ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА”......................... 74
SUMMARY
ОБЪЯВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ |
ВНУТРИГРУППОВОЕ
КОНФЛИКТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ: ОПИСЫВАЮЩИЙ,
ОБЪЯСНЯЮЩИЙ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ[1]
Эверт Ван де Флирт,
Онне Янссен
Ключевые слова: описывающий подход, объясняющий подход, рекомендательный подход, конфликтное поведение, сложное конфликтное поведение, согласие, активность, двойная целевая ориентация, ориентация на собственные цели, ориентация на цели противника, кооперативность, соревновательность, теория целевой зависимости, положительная целевая зависимость, отрицательная целевая зависимость, метод максимального напора, метод спонтанных действий, комплексный метод, отстаивание результата, отстаивание цели, прямое сопротивление, непрямое сопротивление, решение проблемы, желание контролировать ситуацию, ориентация на переговоры, уход от конфронтации.
Бесконфликтных групп не бывает. Зачатки конфликта можно обнаружить во многих ситуациях, возникающих в ходе работы группы: в случаях, когда члены группы стараются избежать упреков; когда они согласовывают детали плохо разработанного плана; когда договариваются о ценах или решают какую-то проблему; когда не соглашаются с точкой зрения оппонента и так далее. Задача психологов - описать поведение членов группы в подобных ситуациях, дать конфликту соответствующее объяснение и, изучив возможные последствия, представить членам группы рекомендации по его устранению. В соответствии с этим подход к изучению конфликтов может быть описывающим, объясняющим или рекомендательным. Возможен также и комплексный подход, включающий в себя различные комбинации трех основных вариантов. Предложенная нами систематизация позволяет более свободно ориентироваться в обширном потоке соответствующей научной литературы и, в частности, в работах, непосредственно связанных с разрешением конфликтов.
Так, описывающий подход позволяет выделить различные типы конфликтного поведения, дать им подходящее название, перечислить их основные характеристики и установить существующие между ними связи. Объясняющий подход дает возможность выявить закономерности между определенным конфликтным поведением и результатом конфликта. Рекомендательный подход предполагает разработку (на основе упомянутых закономерностей) определенной линии поведения для участников конфликта. К сожалению, очень часто эти качественно различные подходы объединяются в один, внося путаницу как в теорию, так и в практику изучения конфликтного поведения. Для того, чтобы облегчить работу исследователей, занимающихся этим вопросом, мы хотели бы более подробно разобрать каждый из подходов. Сначала мы остановимся на описывающем подходе. Мы постараемся выделить его особенности, перечислить основные характеристики, а затем сравнить описывающий подход с двумя другими: объясняющим и рекомендательным.
Описывающий подход
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.