Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 37

Есть несколько причин, объясняющих не совсем удовлетворительный уровень проведенных исследований. Большинство учителей, внедряющих программы по разрешению конфликтов и посредничеству, не имеют ресурсов, чтобы пригласить исследователей для проведения тщательной и долговременной оценки или добиться необходимых средств для проведения таких исследований самим. Многие исследования проводятся преподавателями не потому, что им платят, а ради самой идеи создания безопасного и дисциплинированного окружения процесса обучения. Они таким образом формируют будущее своих учеников, обучая их конструктивному разрешению конфликтов. Упорная работа многих людей, внедряющих программы и проводящих исследования, нуждается в признании.

Несмотря на наличие бесчисленного множества проблем, исследования имеют и свои сильные стороны. Широкое разнообразие исследований, проведенных разными людьми, в разных школах, в разных частях страны и даже в разных странах придает результатам значительную степень обобщенности. Эту обобщенность подчеркивает и разнообразие методологических подходов, использованных в различных исследованиях. Все это показывает, что мы находимся только в самом начале пути, по которому могут идти многие школы.

Выводы

Программы по разрешению конфликтов и равному посредничеству появились в школах в качестве ответа на рост числа конфликтов между учащимися. В основе этих программ лежат исследования в области разрешения конфликтов, деятельность сторонников ненасилия, активистов антиядерного движения и юристов. Несмотря на популярность этих программ, их эффективность полностью не подтверждена. Программы заостряют внимание на конструктивном разрешении конфликта интересов. Конфликт интересов существует в том случае, когда действия одного человека в стремлении достичь своих целей препятствуют, блокируют или сталкиваются с действиями другого человека, также пытающего достичь своих целей (Deutsch, 1973). Как теории человеческого развития, так и социально-психологические теории, рассматривают конфликт как необходимый и позитивный аспект человеческого развития и отношений между людьми.

В то время как конфликт содержит как плюсы, так и минусы, многие из сторонников программ указывают на опасность, поджидающую учащихся, не прошедших специальной подготовки - деструктивное управление конфликтами, что отражается в росте насилия в обществе и школе. Однако реальных и достоверных данных о характере конфликтов в школе недостаточно. Было проведено, по крайней мере, 14 исследований о типах конфликтов в школе. Общими типами являются словесные оскорбления, слухи и сплетни, драки и проблемы взаимоотношений. Физическое насилие не столь широко распространено, но частота других форм деструктивных конфликтов должна обеспокоить учителей.

Для того, чтобы ученики могли конструктивно управлять конфликтами, в классе и школе должен быть создан контекст сотрудничества, кооперации, а не соперничества и индивидуализма. В ситуациях сотрудничества коммуникация характеризуется открытостью и честностью, восприятие является точным и конструктивным, создается и поддерживается доверие, а стороны конфликта ориентированы на максимизацию общих результатов. В ситуации же соперничества стороны могут стремиться к прекращению коммуникации, или передаче информации, вводящей в заблуждение, общим явлением становится невосприятие друг друга, враждебные отношения, а каждая из сторон стремится к максимизации собственного выигрыша за счет другой стороны. Проблемы в управлении конфликтом существуют тогда, когда соперничество и индивидуализм являются общим контекстом, или когда контекст и процедуры по разрешению конфликта не соответствуют друг другу. Если соперничество является контекстом, в котором учатся дети, то эффективность программ по разрешению конфликтов и посредничеству ограничена.