Если ученики конструктивно управляют своими конфликтами, они должны учиться ценить конфликты и смотреть на них, в принципе, позитивно. Ясно, что неподготовленные учащиеся негативно относятся к конфликтам, а снижение этого негатива и рост позитива являются результатом тренингов. Dudley, Johnson и Johnson просили школьников записать все слова, которые ассоциируются со словом "конфликт". До тренинга, в среднем, в списке, составленном учащимися 9 ступени, было семь негативных слов и одно позитивное. После тренинга список включал 5 негативных слов и 3 позитивных.
Подобный результат был получен в ходе исследования 42 учащихся 9 ступени одной из канадских школ. До тренинга для них со словом "конфликт" ассоциировались 6 негативных слов и только одно позитивное, а после тренинга они занесли в списки, в среднем, 6 негативных и 2,5 позитивных ассоциаций (Stevahn, Johnson, Johnson, Laginski и O'Coin, 1995). Stevahn, Johnson, Johnson и Real (1995) отметили, что до тренинга канадские ученики 7-8 ступеней одной из пригородных школ, в среднем, вносили в список 8 негативных и 1 позитивное слово, ассоциировавшимися с понятием "конфликт", а после тренинга соотношение негатива и позитива составило шесть к пяти. Комбинация кооперативного обучения и тренинга по разрешению конфликтов приводит к росту позитивного отношения к конфликту и снижению негатива. Согласно исследованию Crary (1992) в результате реализации программ по равному посредничеству отношения учеников и учителей к конфликту становится более позитивным. Deutsch (1992) отметил, что в результате тренингов по разрешению конфликтов и кооперативного обучения существенно улучшается климат в школе и возникает позитивное отношение к этим тренингам у учеников, учителей и представителей администрации. По данным Brown (1992), учащиеся начальной школы, прошедшие обучение посредничеству, к конфликту относились более позитивно, нежели неподготовленные дети, но для этих двух групп учащихся в средней и высшей школе существенные различия в отношении к программам подготовки посредников не были характерны. Учителям начальной школы, работавшим в экспериментальных условиях, было свойственно более позитивное отношение к программам по посредничеству, чем учителям, работавшим в контрольной группе. Среди учителей средней и высшей школы различия в отношениях к программе по посредничеству были выражены слабее. Jones и Carlin (1995) заметили, что ученики, прошедшие через процедуру посредничества, были готовы использовать ее вновь и рекомендовать этот способ разрешения конфликтов своим друзьям. McCormick(1988) писал, что на всех учеников, принявших непосредственное участие в программе либо как посредники, либо как участники конфликтов, было оказано позитивное воздействие. По данным Roderick (1989) 86% опрошенных учителей отметили, что их отношение к конфликту стало более позитивным в результате участия их учеников в программах по посредничеству. В штате Огайо Комиссия по разрешению споров и управлению конфликтами сравнила две пригородные школы, в одной из которых осуществлялась программа по разрешению конфликтов. Оказалось, что ученики школы, в которой проходило специальное обучение по разрешению конфликтов, были в большей степени готовы прекращать драки, стараться удержать друзей от драк, в меньшей степени были склонны думать, что люди заслуживают, чтобы к ним жестоко относились, избивали. Эти учащиеся были более уверены в своих способностях помочь себе и другим в решении проблем.
Итак, мы можем сказать, что результатом хорошо проведенных тренингов по разрешению конфликтов и равному посредничеству будет более позитивное отношение к конфликту и самим программам обучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.