В конце концов, есть общий недостаток многих исследований, касающийся соотношения полученных данных и теоретической базы. Исследования не проверяют теорию и, следовательно, имеют очень ограниченную ценность. Теоретические воззрения и исследования посредничества в международных отношениях, в спорах между рабочими и работодателями, разводах, попечении над детьми и т.п. не используются в исследованиях по равному посредничеству в школах. Тренинговые программы, используемые в школах, вместо того, чтобы пользоваться всем полем разрешения конфликтов как фундаментом, стремятся отделиться, занять позицию вне теоретической базы.
Существует множество и методологических проблем, снижающих уровень достоверности проведенных исследований. В то время, как многие исследования имеют высокую внешнюю валидность (они проводились в реальных классах и школах), внутренняя валидность крайне низка. Распределение учеников по группам происходит не случайно, в зависимости от условий не происходит ротация преподавателей или тренеров, не используются равнозначные учебные планы во всех группах, не применяются поведенческие индикаторы для замера процесса посредничества и зависимых переменных. Многие из исследований были кратковременными без привлечения контрольной группы, тем самым ограничивая обобщение материала. Многие включали малые нерепрезентативные выборки учеников, отобранные учителями для выполнения функций посредников. То, что ряд исследований строился на данных, сообщенных самими участниками конфликтов, ставило их в зависимость от способности респондентов вспомнить прошлые события, от свойств их памяти. По этим и многим другим методологическим причинам выводы большинства исследований могут быть приняты как очень пробные, экспериментальные.
Многие исследования допускают использование зависимых переменных с низкой или неизвестной валидностью и надежностью. Форма зависимых переменных нуждается в развитии и многократном использовании, чтобы результаты различных исследований поддавались сравнению. Сравнение результатов различных исследований затруднено именно потому, что использовались разные средства замеров зависимых переменных. Должна быть обеспечена валидность и надежность методов замера зависимых переменных.
Есть проблемы, связанные с ограниченным характером зависимых переменных. Так, должна быть проведена оценка степени влияния характера управления конфликтом (конструктивный или деструктивный характер) на его стороны. Например, деструктивно управляемые конфликты гипотетически могут вести к депрессии, тревоге, поведенческим проблемам, увеличивать агрессию, а конструктивно управляемые - к большей силе, устойчивости, росту самооценки, большему ощущению счастья, но данных, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу недостаточно.
Также ощущается недостаток работ, которые бы действительно подтверждали, что происходит в ходе конфликтов между учениками, а что - в процессе проведения посреднических процедур. Требуется тщательный, поминутный анализ моделей взаимодействия, которые ведут к конструктивным или деструктивным результатам для всех задействованных лиц.
За двумя или тремя исключениями ощущается недостаток системных исследовательских программ, в которых проводились бы серии описательных и кумулятивных работ. Большинство исследований носит разовый характер.
Очень мало лонгитюдных исследований как влияния тренингов на их участников, так и сохранения точности программ с течением времени. Никогда не изучалось влияние обучения по управлению конфликтами и посредничеству на сам процесс управления конфликтом и взаимоотношения, происходящее со временем. Как долго ученики используют полученные знания - год, два, десять лет? Ответ неизвестен. Есть всего лишь несколько исследований программ, внедренных и развившихся в течение нескольких лет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.