Конструктивное или деструктивное влияние посредничества зависит от умений, искусства посредника. В большинстве программ учащиеся получают минимальные навыки. Предположение, что в результате нескольких часов тренинга можно стать успешным посредником, крайне упрощает процесс посредничества. Тренингам по разрешению конфликтов и посредничеству надо придать новую форму в виде спирали, когда ученики готовятся в течение 12 лет, и тренинги становятся все более сложными и обогащенными опытом из года в год (Johnson & Johnson, 1995а, 1995d).
Крайне важна связь тренингов по разрешению конфликтов и посредничеству с академическим образованием, т.к. история инноваций в школах свидетельствует, что новые программы с трудом адаптируются, и требуются годы, пока они повлияют на академические успехи учеников (Fullan & Stiegelbauer, 1991; Johnson, 1970, 1979). Доказано, что деструктивное управление конфликтами может снизить успехи. На основе интервьюирования учащихся 7 ступени Opotow (1991) сделала вывод, что конфликты со сверстниками стимулируют стресс, также страдают посещаемость и академическая работа.
Подтверждено, что при интеграции предметной сферы и тренингов по разрешению конфликтов и посредничеству, академические успехи детей могут возрастать. В ходе исследования, проведенного Stevahn, Johnson, Johnson, Green и Laginski, тренинг конфликта был включен на две недели в курс английского языка. Ученики из экспериментальной группы изучали роман, одновременно обучались переговорным процедурам, затем по ролям проигрывали каждый важный конфликт из романа, используя интегративные переговорные процедуры. Учащиеся из контрольной группы все это время изучали роман обычным способом. После этого было проведено тестирование учащихся обеих групп. Учащиеся экспериментальной группы показали значительно более высокие успехи, нежели ученики контрольной группы. Ученики в условиях тренинга по разрешению конфликтов не только лучше изучили фактический материал романа, но они лучше интерпретировали его в плане понимания. Этот успех замечателен еще и потому, что одно и то же время в контрольной группе было занято только изучением романа, а в экспериментальной группе - изучением романа и процедур интегративных переговоров. Интеграция тренинга по разрешению конфликтов в академические блоки дает возможность частой и продолжительной практики по разрешению конфликтов. Процедуры по разрешению конфликтов нуждаются в дополнительном изучении, чтобы они стали автоматическими привычками, которые будут руководить поведением в серьезных и напряженных конфликтах. Примерно такие же результаты были получены в другом исследовании, в Канаде, среди учащихся 9 ступени. Кроме этого было проведено повторное тестирование через 13 недель после окончания курса. Оказалось, что успехи учеников, обучавшихся в экспериментальных группах, более высокие.
Stevahn, Johnson, Johnson и Real (1995) провели еще два исследования среди учащихся 7 и 8 ступеней в сельской общественной школе в Онтарио (Канада). Учащиеся, отобранные случайным образом, были разделены на четыре группы с разными условиями обучения:
· Для тренинга по конфликтам в кооперативном, сотрудничающем контексте;
· Для тренинга по конфликтам в индивидуалистическом контексте;
· Не планировалось проведение тренинга при кооперативном контексте;
· Отсутствовал тренинг при индивидуалистическом контексте.
Кроме тестирования успехов непосредственно после окончания курса, восемь недель спустя было проведено повторное тестирование по поводу сохранения знаний. Наивысшие успехи, согласно этим тестам, были зафиксированы у учащихся первой группы, что говорило о более сильной позиции при комбинировании двух аспектов - тренинга по разрешению конфликтов и кооперативного обучения.
Итак, тренинги по разрешению конфликтов и посредничеству могут увеличить успехи учащихся, когда они интегрируются в академические курсы и, особенно, в комбинации с кооперативным обучением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.