Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 32

Программы по равному посредничеству действительно обязывают учеников заниматься саморегуляцией (Maxwell, 1989). Саморегуляция воспитывает учеников, когда дает им возможность участвовать в принятии решений, касающихся их жизни. Включение их в процесс принятия решений развивает ответственность, самодисциплину, самоуправляемое поведение, что и является саморегуляцией. Важным моментом является устойчивость, т.е. способность быстро восстанавливаться физически и психологически после стрессовых явлений. Для детей, обладающих таким свойством, было характерно разрешение конфликтов по методу решения проблем (Garmazy, 1991).

В то время, как деструктивно управляемые конфликты снижают самооценку учащихся и обеспечивают социальную изоляцию и неумение приспособиться к окружающей обстановке, способность конструктивного разрешения конфликтов ведет к росту, укреплению психологического здоровья, самооценки, саморегуляции и устойчивости. Во многих случаях умение вести интегративные переговоры и осуществлять посредничество является развивающим преимуществом, дающим ученикам возможность строить и сохранять здоровые отношения с другими людьми.

В связи с тем, что происходит обучение учащихся интегративным переговорам и процедурам посредничества, эти знания поддерживаются во времени, появляется возможность применять эти процедуры в реальных конфликтах, эти процедуры спонтанно переносятся на внеклассные и внешкольный конфликты, должно произойти уменьшение проблем с дисциплиной и снижение напряженности. Успехи учеников в конструктивном разрешении своих конфликтов могут привести к уменьшению числа конфликтов "ученик-ученик", в которые вмешиваются учителя и администрация, что в свою очередь приведет к снижению напряженности. Во многих исследованиях приводятся данные о представлениях учителей, членов школьной администрации и учеников относительно результатов тренинга по разрешению конфликтов и равному посредничеству.

По данным Johnson, Johnson и Dudley (1992), в начальной школе на 80% снизилась частота конфликтов "ученик-ученик", которые управлялись учителями, а вмешательство директора снизилось до нуля в классах, принимавших участие в программе по разрешению конфликтов и посредничеству. Meek (1992) проводил оценку программы по разрешению конфликтов в Нью-Йорк Сити при помощи опроса 130 учителей. Оказалось, что физическое насилие в классах снизилось (71% респондентов отметили это), учащиеся стали реже ругаться и словесно подавлять друг друга (66%), а 69% учителей увидели возросшую готовность учеников сотрудничать друг с другом. По его данным на 50% уменьшились взаимные нападки учащихся. Roush и Hall (1993) проводили опрос 38 учеников 4 ступени, 55 учеников 5 ступени и 52 учеников 6 ступени, принимавших участие в программе по разрешению конфликтов, и отметили, что число неуправляемых срывов на игровой площадке значительно снизилось. Присутствие посредников способствовало этому.

Каков эффект программ по разрешению конфликтов и посредничеству в средних школах? Так, например, Millhauser (1989) приводит данные, что программы по равному посредничеству снижают уровень исключений из школы, снижают уровень напряженности (McDonald и Moriarty, 1990). По сведениям Sadalla, Holmberg и Halligan (1990) на 75% снизилось число инцидентов, передававшихся на рассмотрение руководителей школы. Уровень успешности разрешения более чем 200 споров составил 96 - 100% (Schrumpf, Crawford и Usadel, 1991). По мнению учителей и администрации, в результате внедрения программы по равному посредничеству значительно снизилось насилие (Greenwald и Johnson, 1987). McCormick (1988) привел сведения, что за год внедрения программы по посредничеству, по оценке учеников, на 51% снизился уровень агрессии, по официальным данным - на 47%. Также, в ходе одного из исследований, 74% участников конфликтов ответили, что они вступили бы в драку, если бы не привлечение посредника (Stern и Van Slyck, 1986).