Третья сторона: Примиренец
Цель: Убедить стороны пойти на компромисс в конкретной конфликтной ситуации.
Вмешательство:
- повторное определение конфликта: что существенно для каждой из сторон;
- перевод взаимодействия в мирное русло;
- организовать время и место для обсуждения;
- сформулировать компромисс.
Когда применяется:
- при реальных противоположных интересах;
- стороны боятся потерять свой престиж, если сами пойдут на уступки;
- стороны согласны разрешить конфликт, но сознают, что не в состоянии сделать это сами;
- когда у сторон нет конструктивных предложений.
Третья сторона должна действовать тактично, быть надежной и независимой, способной формулировать решение и контролировать взаимодействие.
Третья сторона: Вмешивающийся в процесс
Цель: Добиться улучшения взаимоотношений между сторонами, помочь увидеть интересы друг друга, помочь цивилизованному взаимодействию.
Вмешательство:
- регулирование взаимодействий между сторонами;
- помощь в выслушивании друг друга;
- создание атмосферы доверия;
- показ и объяснение способа общения, поведения, процесса коммуникации.
Когда применяется:
- при серьезных конфликтах, которые развиваются при повышенной эмоциональности;
- при разрастающихся конфликтах;
- при конфликтах, показывающих негативные взаимоотношения сторон; при отсутствии иерархических отношений между сторонами.
Третья сторона должна быть надежной, независимой и терпимой, способной понимать, что происходит в общении и действовать так, чтобы помочь сторонам разобраться в их собственной конфликтной ситуации.
10. Упражнение "Руководитель-посредник".
I. Один из участников тренинга предлагает свою конфликтную ситуацию. Затем выбирают трех участников, которые будут играть роль руководителя. Каждому из них предлагается позиция: авторитет, примиренец и вмешивающийся в процесс. Из числа участников тренинга выбирают двух человек, которые будут непосредственными участниками конфликта.
II. Актеры готовятся в соответствии с предложенными позициями. Остальные участники тренинга получают задание на определение позиции руководителя при разрешении конфликтной ситуации.
III. По очереди актеры-руководители и непосредственные участники конфликта проигрывают ситуацию. В ходе демонстрации остальные участники тренинга молча наблюдают ход демонстрации.
IV. Участники тренинга анализируют упражнение, отвечая на вопросы:
- В какой позиции был руководитель?
- Удалось ли до конца демонстрации выдержать предложенную позицию? Каковы признаки каждой из позиций?
- В чем сильные и слабые стороны предложенных позиций руководителя как третьей стороны в конфликте?
11. Повторение основных аспектов разрешения конфликтов.
Упражнение "Потерпевшие кораблекрушение".
I. Участники тренинга получают задание. Первая часть упражнения - самостоятельная работа участников тренинга.
II. Все участники тренинга проводят переговоры по согласованию общей позиции. Общие переговоры длятся не более 15 мин.
III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:
- Какова эффективность переговоров?
- Какие негативные моменты Вы можете отметить?
- Что было необходимо для повышения уровня ведения переговоров?
12. Подведение итогов по двум дням.
Что нового и полезного Вы получили в ходе тренинга?
Список литературы.
Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации. - М., 1993.
Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПБ: 1994.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга, 1993.
Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В.Петрусинского/ - М.: Новая школа, 1994.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992.
Лещинский В.И. и др. Всегда ли прав учитель? - М.: Педагогика, 1990.
Лоренц К. Агрессия (Так называемое "зло"). - М., 1994.
Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга, 1993.
Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. - Мн.: Парадокс, 1996.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Н.Новгород, 1992.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.