Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 55


Третья сторона: Примиренец

Цель: Убедить стороны пойти на компромисс в конкретной конфликтной ситуации.

Вмешательство:

-  повторное определение конфликта: что существенно для каждой из сторон;

-  перевод взаимодействия в мирное русло;

-  организовать время и место для обсуждения;

-  сформулировать компромисс.

Когда применяется:

-  при реальных противоположных интересах;

-  стороны боятся потерять свой престиж, если сами пойдут на уступки;

-  стороны согласны разрешить конфликт, но сознают, что не в состоянии сделать это сами;

-  когда у сторон нет конструктивных предложений.

Третья сторона должна действовать тактично, быть надежной и независимой, способной формулировать решение и контролировать взаимодействие.

Третья сторона: Вмешивающийся в процесс

Цель: Добиться улучшения взаимоотношений между сторонами, помочь увидеть интересы друг друга, помочь цивилизованному взаимодействию.

Вмешательство:

-  регулирование взаимодействий между сторонами;

-  помощь в выслушивании друг друга;

-  создание атмосферы доверия;

-  показ и объяснение способа общения, поведения, процесса коммуникации.

Когда применяется:

-  при серьезных конфликтах, которые развиваются при повышенной эмоциональности;

-  при разрастающихся конфликтах;

-  при конфликтах, показывающих негативные взаимоотношения сторон; при отсутствии иерархических отношений между сторонами.

Третья сторона должна быть надежной, независимой и терпимой, способной понимать, что происходит в общении и действовать так, чтобы помочь сторонам разобраться в их собственной конфликтной ситуации.


10. Упражнение "Руководитель-посредник".

I. Один из участников тренинга предлагает свою конфликтную ситуацию. Затем выбирают трех участников, которые будут играть роль руководителя. Каждому из них предлагается позиция: авторитет, примиренец и вмешивающийся в процесс. Из числа участников тренинга выбирают двух человек, которые будут непосредственными участниками конфликта.

II. Актеры готовятся в соответствии с предложенными позициями. Остальные участники тренинга получают задание на определение позиции руководителя при разрешении конфликтной ситуации.

III. По очереди актеры-руководители и непосредственные участники конфликта проигрывают ситуацию. В ходе демонстрации остальные участники тренинга молча наблюдают ход демонстрации.

IV. Участники тренинга анализируют упражнение, отвечая на вопросы:

-  В какой позиции был руководитель?

-  Удалось ли до конца демонстрации выдержать предложенную позицию? Каковы признаки каждой из позиций?

-  В чем сильные и слабые стороны предложенных позиций руководителя как третьей стороны в конфликте?

11. Повторение основных аспектов разрешения конфликтов.

Упражнение "Потерпевшие кораблекрушение".

I. Участники тренинга получают задание. Первая часть упражнения - самостоятельная работа участников тренинга.

II. Все участники тренинга проводят переговоры по согласованию общей позиции. Общие переговоры длятся не более 15 мин.

III. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

-  Какова эффективность переговоров?

-  Какие негативные моменты Вы можете отметить?

-  Что было необходимо для повышения уровня ведения переговоров?

12. Подведение итогов по двум дням.

Что нового и полезного Вы получили в ходе тренинга?


Список литературы.

Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации. - М., 1993.

Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПБ: 1994.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга, 1993.

Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В.В.Петрусинского/ - М.: Новая школа, 1994.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992.

Лещинский В.И. и др. Всегда ли прав учитель? - М.: Педагогика, 1990.

Лоренц К. Агрессия (Так называемое "зло"). - М., 1994.

Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга, 1993.

Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. - Мн.: Парадокс, 1996.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Н.Новгород, 1992.