Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 38

Используемая сторонами стратегия лучше всего может предсказать результат конфликта. Исследования фиксируют, что неподготовленные ученики всех возрастов прежде всего используют уклонение и подавление конфликта или использование агрессии в целях принуждения. Они почти никогда не используют интегративные переговорные процедуры или усилия для решения проблем, лежащих в основе конфликта. С возрастом растет и частота использования сотрудничества в управлении конфликтом. Практически не отличаются стратегии, используемые юношами и девушками. После участия в тренингах по разрешению конфликтов и равному посредничеству учащиеся стремятся углубить полученные знания, эти знания сохраняются много месяцев спустя окончания обучения, применяются в реальных конфликтах в школе и автоматически переносятся на внеклассные и внешкольные ситуации. Оказавшись в ситуации выбора между разделительными и интегративными переговорами, ученики, прошедшие специальную подготовку, стремятся использовать интегративные процедуры.

Исследовано широкое разнообразие результатов программ по разрешению конфликтов и равному посредничеству. В общем, учащиеся стремятся воспринимать как негативные, так и позитивные результаты конфликта. До тренинга ученики часто оставляли конфликты неразрешенными. После тренинга учащиеся стремились разрешать конфликты через дискуссии и интегративные переговорные процедуры (скорее, чем через разделительные), отношения учащихся к конфликту и климату в школе становилось более позитивным, росли психологическое здоровье и самооценки учеников, уменьшились дисциплинарные проблемы, персонал школ и родители начали относиться к программам более позитивно. Посредничество сверстников почти всегда приводит к работающим и стабильным, но очень простым соглашениям. Интеграция тренинга по разрешению конфликтов в курсы английской литературы ведет к росту академических успехов.

Без сомнения, конфликты между учениками происходят часто, и неподготовленные школьники используют стратегии, ведущие к деструктивным результатам, игнорируя важность длительного сохранения отношений. Эти программы могут быть эффективными в обучении процедурам проведения интегративных переговоров и посредничества. После обучения ученики стремятся использовать эти стратегии и в результате получают конструктивные решения. Успех учащихся в конструктивном разрешении своих конфликтов снижает число конфликтов "ученик - ученик", в которые вмешиваются учителя. Однако предстоит пройти долгий путь, пока обучение разрешению конфликтов и равному посредничеству поможет конструктивному разрешению конфликтов в каждом классе и школе.

Перевод с англ. Клементьевой А.Я.

Литература:

Amsler, T., & Sandalla, G. (1987). Understanding conflict. / P. Kestner, U. Kim, & J. Devonshiare (Eds.), Education and mediation: Exploring the alternatives (pp. 47-58). Washington, DC: Standing Committee on Dispute Resolution, American Bar Association, Governmental Affairs and Public Services Group.

Bandura, A. (1990). Selective activation and disengagement of moral control. // Journal of Social Issues. 46(I), 27-46.

Bandura, A., Ross, D., & Ross, S. (1961). Transmission of aggression through imitation of aggressive models. // Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 575-582.

Bardige, B., Ward, J., Gilligan, C., Taylor, J., & Cohen, G. (1988). Moral concerns and considerations of urban youth. / C. Gilligan, J. Ward, & J. Taylor (Eds.), Mapping the moral domain (ðp. 159-173). Cambridge, MA: Harvard University Press.

Bar-Tal, D. (1990). Causes and consequences of delegitimization: Models of conflict and ethnocentrism. // Journal of Social Issues, 46( I ), 65-8 1 .

Bastianello, S. (1989). Implementation of a program for teaching conflict resolution strategies in a primary classroom. Unpublished Doctoral Dissertation, Nova University, Fort Lauderdale, Florida.