Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 50


6. Совершенствование навыков использования стилей.

Упражнение 1. "Дорогой предмет".

I. Участники тренинга делятся на пары. Каждой паре раздается лист бумаги или бумажная салфетка. Вводная информация для участников: “Этот лист бумаги является очень дорогим предметом для каждого человека, поэтому наиболее желательным исходом является получение этого предмета в целости и сохранности.”

II. Каждая пара начинает торг по поводу дорогого предмета. Участники должны прийти к обоюдному согласию по решению стоящей перед ними задачи.

III. Обсуждение упражнения участниками тренинга.

Вопросы:

-  Каковы результаты?

-  Какой стиль Вы использовали?

-  Почему Вы использовали этот стиль?

-  По каким признакам Ваш партнер смог бы определить стиль Вашего поведения?

-  Какова продуктивность избранных стилей?

IV. Из числа участников тренинга выбираются два человека. Им предлагается один из пяти стилей поведения и, исходя из этих стилей, они ведут торг по поводу “дорогого предмета”. Продолжительность - около 5 минут.

Шаг может быть повторен не более двух раз, причем желательно для пары в первый раз выбрать одинаковый стиль (например, проталкивание ), а во второй два прямо противоположных (например, уклонение - сотрудничество).

V. Все участники тренинга обсуждают продемонстрированную ситуацию и отвечают на вопросы:

-  Какой стиль использовали акторы?

-  По каким признакам Вы определили их стили?

-  Какова продуктивность избранных стилей?

-  Какой стиль бы Вы выбрали сами?

Упражнение 2. "Кукловод".

I. Один из участников тренинга предлагает для демонстрации конфликтную ситуацию, описывает ее в нескольких словах. Остальные участники тренинга могут задать вопросы на уточнение, при этом не обсуждают и не предлагают своих вариантов поведения.

II. "Хозяин ситуации" выбирает среди участников тренинга человека, который вместе с ним будет участвовать в демонстрации конфликта. Затем выбирают еще двух человек, которые являются "кукловодами". Они должны внимательно следить за происходящим разговором и переводить участников диалога из одного квадрата в другой (квадраты на полу обозначают стили поведения в соответствии со схемой Томаса).

III. Демонстрация продолжается не более 15 мин. Участники конфликта ведут диалог. "Кукловоды" внимательно отслеживают его и изменяют позиции в соответствии с демонстрируемым стилем поведения. Другие участники тренинга отслеживают изменение стилей и фиксируют его на схеме.

IV. Участники тренинга обсуждают упражнение и отвечают на вопросы:

-  Какие стили поведения были использованы?

-  На каком основании происходил выбор того или иного стиля?

-  Каковы признаки используемых стилей?

-  Какова продуктивность используемых стилей?

Не существует плохих и хороших стилей поведения.
Каждый хорош в определенных ситуациях.
Будьте гибкими при выборе того или иного стиля поведения.

7. Стиль "компромисс"4

 Компромисс

минимум

максимум

максимум

минимум

зона переговоров

Три основных правила:

·  Нельзя добиться всего.

·  Надо быть активным и действовать.

·  Нельзя все время уступать, нужно остановиться и сказать: "Нет, это слишком!"


Шаги в компромиссе:

1.  Установите контакт (обсудите общую цель и процедуру общения).

2.  Сформулируйте проблему.

3.  Сформулируйте собственные цели, интересы (говорите о себе, объясните, что является наиболее важным для вас; слушайте и смотрите внимательно; выясните, что важно для другой стороны, слушайте и задавайте открытые вопросы; резюмируйте то, что услышали).

4.  Постарайтесь понять, что важно для другой стороны.

5.  Идите на уступки (предлагайте альтернативы решения конфликта; сформулируйте свою готовность идти на уступки; дайте возможность другой стороне проявить готовность к уступкам и высказать собственные альтернативные предложения).