Количество программ по разрешению конфликтов и равному посредничеству значительно выросло за последнее десятилетие. В то время, как практика быстро развивается (количество школ, в которых есть программы, огромны), исследования и оценка их эффективности отстают. Есть брешь между практикой и исследованиями. Эта статья является попыткой уменьшить этот разрыв, собрав то, что известно об этих программах в одном обзоре. В то же время может оказаться, что область неизвестного в отношении влияния программ на учащихся и школу больше, чем то, что мы знаем.
В исследованиях, посвященных программам по разрешению конфликтов и равному посредничеству, есть много проблем. Часть из них уже рассмотрены в данной статье несколько выше. Необходимо еще рассмотреть такие вопросы как концептуальные и методологические проблемы исследований, длительность исследований, причины возникновения проблем, сильные стороны исследований.
Первой и наиболее важной проблемой исследований является отсутствие теоретической базы в большинстве из программ. Использование программ по разрешению конфликтов и посредничеству - это классический пример практики, развивающейся отдельно и независимо от теорий и исследований, рассматривающих проблемы конфликтов и посредничества. Истоки программ лежат в деятельности сторонников ненасилия, активистов антиядерного движения, юристов и развиваются на других базовых моделях, нежели теории конструктивного конфликта.
Этот отрыв создает значительную неясность в определении характера программ при их внедрении и затрудняет оценку их эффективности. Без ясного знания - чему обучаются ученики и как идет обучение - (а) программа не может быть повторена, т.к. нет способа стандартизации процедуры и (б) не может быть способа определения, какие именно аспекты программы оказали влияние на зависимые переменные. Программы включают широкий набор вопросов: от изучения жизни Ганди и природы ненасилия до обучения коммуникационным навыкам, правилам проведения переговоров и посредничества. Предприняты незначительные попытки идентифицировать и оценить вклад компонентов программ в общее влияние всей программы на зависимые переменные. Общие и частные элементы во множестве программ также не идентифицированы. Не могут быть эффективно спроектированы даже контрольные группы, если не ясна природа программы. Эффективность программ также нельзя будет четко оценить до тех пор, пока не будет проведено их ясное определение.
Кроме неясности с определением независимых переменных (характер программы, подлежащей внедрению), существует неясность относительно характера многих зависимых переменных. Разные исследователи и учителя могут по-разному смотреть на то, что, по их мнению, является или не является дракой, что такое дисциплинарная проблема, что такое обращение за помощью, когда происходит временное отстранение от учебы или что является конструктивным разрешением конфликта. Наконец, неясность определений затрудняет (а) установление того, что будет измеряться, (б) планирование того, как будет это измеряться и (в) сравнение полученных в разных исследованиях данных.
Третья проблема, вызванная неясностью, касается характера переменных, относящихся к посредничеству. Во многих случаях нет прямой связи между независимыми и зависимыми переменными. Тренинг коммуникации автоматически не приводит к снижению насильственных действий против одноклассников. Прохождение чьего-либо конфликта с одноклассниками через процедуру посредничества не делает необходимым улучшение чьих-либо способностей по конструктивному разрешению конфликтов в будущем. Переменные, которые служат связующим звеном между тренингом по разрешению конфликтов и частотой случаев деструктивного управления конфликтом, нуждаются в идентификации и четком определении, так, чтобы они могли быть замерены. Например, использование учащимися процедур, которые они изучили, и эффективность их использования могут влиять на взаимосвязь программы и зависимых переменных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.