Внутригрупповое конфликтное поведение: описывающий, объясняющий и рекомендательный подходы. Программы по разрешению конфликтов и посредничеству равными по статусу лицами в начальной и средней школах: обзор исследований, страница 48

III. Обсуждение высказанных точек зрения.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Что общее Вы видите в высказанных точках зрения?

Как Вы можете сформулировать общее мнение "Что такое конфликт"?

С какими суждениями Вы согласны?

Чем вызвано Ваше согласие (несогласие)?

Конфликт имеет как позитивное, так и негативное значение для
организации и личности.

3.   Теоретические положения конфликтологии

Конфликт - силовое динамическое взаимодействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов1 .

Участники конфликта

личность

личность

личность

группа

группа

группа

организация

организация

Динамика:

Причины:

Латентная фаза
Открытая фаза
Послеконфликтная фаза

Интересы
Ценности
Ресурсы

Конфликты в школе

межгрупповые/межличностные

внутригрупповые/межличностные

1. Администрация

Учитель

1. Администрация

Администрация

2. Администрация

Ученик

2. Учитель

Учитель

3. Администрация

Родитель

3. Ученик

Ученик

4. Учитель

Ученик

4. Родитель

Родитель

5. Учитель

Родитель

6. Ученик

Родитель

Виды конфликтов:2

Конфликты в младших классах:

·  конфликты дидактического характера (касаются не методики в ее собственном значении, а поведения учителя, т.е. его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся);

·  конфликты этики;

·  запредельно-этические конфликты.

Конфликты в средних классах:

·  конфликты дисциплины;

·  конфликты в сфере дидактического взаимодействия;

·  конфликты в методике обучения;

·  конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками;

·  конфликты этики.

Конфликты в старших классах:

·  конфликты дисциплины;

·  конфликты в сфере дидактического взаимодействия;

·  конфликты в методике обучения;

·  конфликты в тактике взаимодействий учителей с учениками;

·  конфликты этики.

4. Анализ конфликтных ситуаций участниками тренинга

I. Опишите, пожалуйста, конфликты, в которых вам приходилось участвовать, и которые вы хотели бы обсудить с коллегами.

Схема описания конфликта:

1.   Название конфликта.

2.   Кто вовлечен (участники конфликта).

3.   Причины конфликта (что вызвало конфликт).

4.   Краткое описание конфликта (что происходило).

II. Обсудите, пожалуйста, с коллегами описанный ранее конфликт по предложенной схеме (анализ конфликта в группах по 3-4 человека).

Схема обсуждения:

1.   Кто является конфликтующими сторонами?

2.   Каковы причины конфликта?

3.   Что они хотят?

(Обсуждаются цели, интересы каждой из сторон конфликта).

4.   На какой стадии находится конфликт?

5.   Каковы особенности конфликтной ситуации?
Обсуждаются такие вопросы:

-  характер взаимодействия сторон;

-  степень зависимости друг от друга;

-  сила каждой из сторон;

-  отношение к конфликту каждой из сторон;

-  существуют ли другие лица (группы), вовлеченные в конфликт;

-  отношение к конфликту лиц (групп), не вовлеченных в него;

-  существуют ли какие-либо факторы, препятствующие разрешению конфликта.

6.  Что может случиться, если конфликт не разрешить?

-  в ближайшее время;

-  в перспективе;

-  возможно ли разрешение конфликта без какого-либо вмешательства.

7.  Какие методы разрешения конфликта возможно было (бы) использовать?


III. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

·  Каковы результаты обсуждения?

·  Что Вы чувствовали?

·  Что Вы делали?

·  Что вызвало наибольшие затруднения?