Оценка рентабельности
Результативность и экономическая целесообразность функционирования компании измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Этим показателем является объем продаж (оборот) - абсолютный показатель объема. Основным показателем безубыточности работы компании является прибыль (рис. 3).
Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Одно и то же значение прибыли может быть прибылью сильно отличающихся друг от друга по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала компаний. Соответственно и степень относительной весомости этой прибыли будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитанные как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Выбор коэффициента зависит от того, какие показатели используются в расчетах. В числителе дроби стоит обычно один из следующих показателей: балансовая прибыль, чистая прибыль (прибыль после уплаты налогов). На практике наибольшее распространение получил коэффициент рентабельности производства, определяемый на основе отчета о прибыли. Коэффициент рентабельности производства рассчитывается как отношение оборота (продажи за год) к себестоимости.
Динамика изменения коэффициента рентабельности производства характеризует компетентность руководства компании по реализации готовой продукции и снижению издержек ее производства. А абсолютная величина этого критерия для каждого из производимых типов продукции или оказываемых услуг показывает степень совершенства используемых технологий и оборудования.
Очевидно, что значение коэффициента рентабельности, меньшее или равное 1 говорит о необходимости прекращения производства нерентабельных типов изделий. Если значение коэффициента рентабельности производства находится в интервале от 1 до 1,1, то производство такого изделия мало рентабельно, и руководству компании следует оценить возможность перехода на выпуск более рентабельной продукции. Проведенные исследования показали, что устойчивое финансовое положение фирмы обеспечивается при значениях коэффициента рентабельности производства от 1,2 до 1,4. Применение новых технологий и разработка изделий с использованием “ноу-хау” позволяет повысить значение этого критерия до 3 — 4 и более, что свидетельствует об успешной деятельности компании и хороших перспективах для развития производства.
Оценка оборачиваемости
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.