Деловая активность проявляется в динамичности развития компании, достижении ей поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
Деятельность любой фирмы может быть охарактеризована с различных сторон. Важнейшие основные оценочные показатели хозяйственной деятельности – прибыль и объем реализованной продукции – находятся в прямой зависимости от скорости оборачиваемости собственного капитала, представляющего собой сумму основных средств и текущих оборотных активов.
Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение оборота (продаж за год) к материальным запасам. Оптимальное значение коэффициента оборачиваемости в зависимости от сферы производственной деятельности компании может изменяться в пределах от 4 до 8. Высокие значения этого показателя принято считать признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объемов продаж и способствует получению более высоких доходов. Вместе с тем, если этот коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы, то ситуация должна быть подвергнута тщательному анализу. Это может означать, что количество материальных запасов недостаточно для обеспечения устойчивого производства.
Показатели оборачиваемости чрезвычайно важны для компании. Во-первых, от скорости оборачиваемости собственного капитала зависит размер годового оборота: фирма, имеющая сравнительно небольшой объем средств, но более эффективно их использующая, может делать такой же оборот, как и фирма с большим объемом средств, но меньшей скоростью оборота.
Во-вторых, с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина расходов условно-постоянного характера: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов и, следовательно, ниже себестоимость единицы продукции. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии оборачиваемости собственного капитала (например, сокращение времени пребывания материалов на складе) заставляет ускорить оборот и на других стадиях.
Модель “Бостонской консультационной группы”
Для анализа стратегии фирмы используется матричная модель Бостонской консультационной группы (БКГ) (рис. 4).
Предложенная модель позволяет определить настоящее и будущее положение бизнеса с учетом двух факторов: с точки зрения возможности расширения рынка (абсолютная доля рынка) и способности фирмы конкурировать на нем.
Абсолютная доля рынка определяет две области: область высоких и область низких возможностей. Принято считать возможности расширения рынка низкими, если темп роста продаж на нем не превышает 10% в год. Рост этого показателя обеспечивает компании возможность снижать цены на продукцию в результате проявления эффекта соотношения “издержки/объем” (по мере увеличения объема производства снижаются издержки, связанные с изготовлением изделия).
Снижение издержек при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов:
- преимуществом в технологии;
- организацией эффективного управления производством;
- эффектом экономии на масштабе.
Уровень конкурентоспособности (относительная доля рынка) рассчитывается как отношение уровня продаж компании к уровню продаж крупнейшего конкурента. Этот показатель обеспечивается эффектом дифференциации – созданием фирмой изделий с уникальными свойствами (закрепленными торговой маркой).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.