Фокусирование производства касается взаимоувязки производственных возможностей фирмы с соответствующими критериями рынков, на которых выиграны заказы, с целью усиления контроля над своим положением в конкурентной среде.
Как правило, когда речь идет о фокусировании, употребляются термины “сужение” и “уменьшение размеров”.
Известный американский ученый в области производства В. Скиннер (W. Skinner), рассмотревший первым проблему фокусирования производства, приводит такой аргумент: “Производство, которое фокусируется на узкий ассортимент изделий для специфической рыночной ниши, будет делать их лучше, чем другое традиционное производство, которое берется за широкую задачу”1). В то же время проблема фокусирования более аккуратно объясняется в других определениях Скиннера, а именно:
- “Необходимо научиться фокусировать каждое производство на ограниченную, концентрированную, хорошо управляемую группу изделий, технологий, объемов и рынков.
- Необходимо структурировать стратегии основных производств и вспомогательных служб так, чтобы они сфокусировались на одной ясной производственной задаче вместо множества переменчивых, конфликтных и неясно выраженных задач”.
Таким образом, фокусирование задач, возложенных на производство, означает концентрацию ресурсов, усилий и внимания на четко определенной и однородной группе действий, позволяющих менеджменту выделить приоритетные ключевые задачи, необходимые для оперативной и эффективной реакции на динамику рынка.
Структурная сложность производства не определяется напрямую только сложностью технологического процесса, или конструктивной и технологической сложностью изделий как таковых. Одной из наиболее сложных задач в управлении производством является необходимость адекватной реакции на различные запросы рынка (например, необходимо помнить, что изделия имеют часто несколько разных КВЗ, или у одних и тех же изделий могут быть разные КВЗ в различных сегментах рынка). Переменчивая природа этих запросов находится в постоянном противоречии с более или менее неизменной структурой производства, особенно если в него недавно были сделаны большие инвестиции (или у фирмы в данный момент отсутствуют денежные средства для дополнительных инвестиций).
Небольшими производствами с однородными задачами проще управлять. По мере роста компании, увеличения разнообразия продукции, следования политике “изготовления на заказ” производство, тем не менее, пытается оставить без изменения уже существующие процессы и инфраструктуру. Вся логика такой политики базируется на принципе экономии за счет использования существующих производственных мощностей. В результате сохраняется и сложившаяся структура накладных расходов.
Рост рыночных запросов постоянно изменяет, множит задачи производства; оно вынуждено идти на компромиссы в случае необходимости обеспечения различных ЗВФ для выпускаемых изделий.
В результате начинает расти сложность производства, происходит ухудшение всей организации производства, что и представляет собой “размывание фокуса”, или другими словами “размывание” четко сформулированной и выполнимой производственной задачи.
Фокусирование на том, чтобы заказам, соответствующим образом, отвечали производственные мощности, может значительно снизить уровень сложности производственной задачи и тем самым повысить управляемость производством. В результате это позитивно скажется на всех показателях деятельности фирмы.
При проведении фокусирования производство разделяется на подразделения, выпускающие однородную продукцию. Основные принципы фокусирования производства:
- по сходным КВЗ;
- по объемам выпуска.
Оценку предлагаемого варианта организации производства следует производить с помощью модели безубыточности. При этом более эффективным будет тот вариант организации производства, при котором используется меньшее количество ресурсов, но достигается выпуск продукции не меньшего объема и не уступающей по качественным показателям типу производства, применяемому ранее или рассматриваемому в качестве сравнительного варианта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.