Матрица БКГ указывает на четыре основные позиции бизнеса, определяемые как соотношением “издержки/объем”, так и эффектом дифференциации:
1. Специализированная деятельность фирмы, позволяющая использовать эффект соотношения “издержки/объем” и одновременно добиваться как можно большей дифференциации по отношению к изделиям конкурентов.
2. Концентрированная деятельность фирмы, позволяющая использовать лишь эффект соотношения “издержки/объем”, поскольку эффект дифференциации здесь недостаточно стабилен и рентабелен.
3. Фрагментарная деятельность фирмы, при которой эффект дифференциации проявляется в двух направлениях бизнеса:
- в виде скрытого или начинающегося производства, когда рынок лишь зарождается;
- в виде производства, выпускающего продукцию “на заказ”.
4. Бесперспективная деятельность, к которой невозможно применить как соотношение “издержки/объем”, так и эффект дифференциации.
Таким образом, при помощи матрицы БКГ фирма может определить размеры и сочетание вложений капитала в различные направления своего бизнеса и, тем самым, сформировать портфель заказов.
Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ:
- Рост и увеличение доли рынка - превращение “фрагментарной деятельности” в “специализированную деятельность”.
- Сохранение доли рынка - стратегия для “концентрированной деятельности”, доходы от которой могут быть использованы для растущих видов бизнеса и финансовых инноваций.
- Получение краткосрочной прибыли максимально возможного размера, даже за счет сокращения доли рынка. Такая стратегия используется при слабой “концентрированной деятельности”, лишенной будущего, неудачной “фрагментарной деятельности” и “бесперспективной деятельности”.
- Ликвидация бизнеса или отказ от него и использование денежных средств, высвободившихся вследствие этого, для развития других направлений - стратегия для “бесперспективной деятельности” и “фрагментарной деятельности”, утратившей возможности привлечения инвестиций.
Стратегический профиль бизнеса
Пример стратегического профиля бизнеса представлен в таблице 7.
Таблица 7
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА: |
ОЦЕНКА |
||||||||||
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
- Факторы, связанные с менеджментом: - Способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия; - Способность быстро вывести на рынок новые продукты, полученные в фазе НИОКР. - Факторы, связанные с маркетингом: - Качество сервисного обслуживания; - Удовлетворение специфических требований заказчиков; - Наличие гибкой системы цен; - Широкая номенклатура продукции; - Мощная сеть дистрибьюторов /дилеров. - Факторы, связанные с НИОКР: - Компетентность в научных исследованиях; - Способность к инновациям в продукции; - Способность проектировать продукцию хорошего дизайна; - Проектирование с низкими затратами. - Факторы, связанные с производством: - Производство с низкими затратами; - Способность к инновациям в производственных процессах; - Способность обеспечить поставки вовремя; - Способность обеспечить поставки в минимальные сроки; - Возможность резкого увеличения выпуска; - Гибкость производства при переходе на новую продукцию; - Наличие эффективной системы управления запасами. - Факторы, связанные с финансами: - Возможность привлечения внешних инвестиций; - Возможность собственного инвестирования развития. - Факторы, связанные с персоналом: - Высокая квалификация персонала; - Высокая производительность труда; - Силы и направленности мотиваций. - Прочие факторы: - Благоприятный имидж и репутация; - Удобное географическое расположение; - Приятное, вежливое обслуживание. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.