Стратегия инновационного развития предприятия. Методические указания по выполнению лабораторных работ., страница 11

Матрица БКГ указывает на четыре основные позиции бизнеса, определяемые как соотношением “издержки/объем”, так и эффектом дифференциации:

1.  Специализированная деятельность фирмы, позволяющая использовать эффект соотношения “издержки/объем” и одновременно добиваться как можно большей дифференциации по отношению к изделиям конкурентов.  

2.  Концентрированная деятельность фирмы, позволяющая использовать лишь эффект соотношения “издержки/объем”, поскольку эффект дифференциации здесь недостаточно стабилен и рентабелен.

3.  Фрагментарная деятельность фирмы, при которой эффект дифференциации проявляется в двух направлениях бизнеса:

-  в виде скрытого или начинающегося производства, когда рынок лишь зарождается;

-  в виде производства, выпускающего продукцию “на заказ”.

4.  Бесперспективная деятельность, к которой невозможно применить как соотношение “издержки/объем”, так и эффект дифференциации.

Таким образом, при помощи матрицы БКГ фирма может определить размеры и сочетание вложений капитала в различные направления своего бизнеса и, тем самым, сформировать портфель заказов.

Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ:

-  Рост и увеличение доли рынка - превращение “фрагментарной деятельности” в “специализированную деятельность”.

-  Сохранение доли рынка - стратегия для “концентрированной деятельности”, доходы от которой могут быть использованы для растущих видов бизнеса и финансовых инноваций.

-  Получение краткосрочной прибыли максимально возможного размера, даже за счет сокращения доли рынка. Такая стратегия используется при слабой “концентрированной деятельности”, лишенной будущего, неудачной “фрагментарной деятельности” и “бесперспективной деятельности”.

-  Ликвидация бизнеса или отказ от него и использование денежных средств, высвободившихся вследствие этого, для развития других направлений - стратегия для “бесперспективной деятельности” и “фрагментарной деятельности”, утратившей возможности привлечения инвестиций.

Стратегический профиль бизнеса

Подпись: Оценить стратегическую конкурентоспособность компании, определяемую ключевыми факторами успеха (КФУ). 
Представить в пояснительной записке стратегический профиль бизнеса компании.

Пример стратегического профиля бизнеса представлен в таблице 7.

Таблица 7

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА:

ОЦЕНКА

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

Факторы, связанные с менеджментом:

-  Способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;

-  Способность быстро вывести на рынок новые продукты, полученные в фазе НИОКР.

Факторы, связанные с маркетингом:

-  Качество сервисного обслуживания;

-  Удовлетворение специфических требований заказчиков;

-  Наличие гибкой системы цен;

-  Широкая номенклатура продукции;

-  Мощная сеть дистрибьюторов /дилеров.

Факторы, связанные с НИОКР:

-  Компетентность в научных исследованиях;

-  Способность к инновациям в продукции;

-  Способность проектировать продукцию хорошего дизайна;

-  Проектирование с низкими затратами.

Факторы, связанные с производством:

-  Производство с низкими затратами;

-  Способность к инновациям в производственных процессах;

-  Способность обеспечить поставки вовремя;

-  Способность обеспечить поставки в минимальные сроки;

-  Возможность резкого увеличения выпуска;

-  Гибкость производства при переходе на новую продукцию;

-  Наличие эффективной системы управления запасами.

Факторы, связанные с финансами:

-  Возможность привлечения внешних инвестиций;

-  Возможность собственного инвестирования развития.

Факторы, связанные с персоналом:

-  Высокая квалификация персонала;

-  Высокая производительность труда;

-  Силы и направленности мотиваций.

Прочие факторы:

-  Благоприятный имидж и репутация;

-  Удобное географическое расположение;

-  Приятное, вежливое обслуживание.