Рынки сбыта делятся по объему продаж, по масштабу и типу продаваемой продукции. По объему продаж выделяют розничный и оптовый рынок. По типу продаваемой продукции рынки бывают, например, товарными, сырьевыми и т.д. По масштабам выделяют национальные, мировые и региональные рынки. Рынки сбыта компании обязательно чем-то отличаются друг от друга, даже если это рынки одной и той же продукции.
Для исследования рынка сбыта его целесообразно дифференцировать в зависимости от требований к продукции различных групп потребителей. Процесс дифференцирования в маркетинге называют сегментированием.
Сегментация рынка - разделение рынка сбыта компании на отдельные сегменты, различающиеся потенциальными возможностями.
Сегмент рынка – часть рынка, группы потенциальных потребителей продукции компании, обладающих определенными сходными признаками и существенно отличающихся от всех других групп.
Выбранный на основе сегментирования наиболее важный и перспективный сегмент рынка называется целевым рынком.
Среду любой компании можно определить как совокупность трех сфер – внутренней среды, рабочей среды, общей среды (рис. 5).
Внутренняя среда компании включает следующие основные элементы:
- менеджмент;
- маркетинг;
- НИОКР;
- производство;
- финансы;
- управление персоналом;
- качество;
- развитие.
Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности компании, ее внутренних возможностях.
Два других пространства составляют внешнюю среду компании.
Рабочая среда компании – это среда непосредственных контактов, включающая тех участников рынка, с которыми у компании есть прямые отношения или которые оказывают на нее прямое воздействие. В качестве элементов рабочей среды выделяются:
- поставщики ресурсов;
- заказчики;
- посредники;
- конкуренты.
Рабочую среду иначе называют микросредой компании. Элементы микросреды, воздействуя на компанию, одновременно испытывают встречное влияние с ее стороны.
Общая среда компании состоит из элементов, которые не связаны с компанией напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Общую среду иначе называют макросредой компании.
В отличие от элементов микросреды воздействие на компанию факторов макроcреды носит практически односторонний характер и компании, не имеющей возможности воздействовать на макрофакторы, остается лишь активно приспосабливаться к ним.
Выделяют следующие основные элементы макросреды:
- природные;
- экономические;
- технологические;
- политические;
- социальные.
Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.
Одним из наиболее распространенных и признанных методов анализа стратегий маркетинга является матрица SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы).
При проведении SWOT-анализа составляется матрица, в которой:
- выявляются и оцениваются собственные сильные и слабые стороны (вскрываются причины эффективности (неэффективности) работы) на конкретном рынке компании.
- анализируются возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде (анализируется соотношение достоинств и недостатков компании и конкурентов на конкретном рынке, определяется степень восприимчивости к внешним факторам).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.