Стратегия инновационного развития предприятия. Методические указания по выполнению лабораторных работ., страница 24

Этот этап является важным звеном между маркетинговым планированием, разработкой стратегий НИОКР и производства.

РАЗДЕЛ 3. Методика проведения анализа стратегий НИОКР

и организации выпуска новой продукции

В третьем разделе пояснительной записки необходимо произвести анализ стратегий НИОКР и организации выпуска новой продукции и показать, насколько эффективно подразделение НИОКР поддерживает выявленные на рынках компании ЗВФ и КФТ, особенно КФТ, чувствительные к потере заказа.

Подпись: В представленном описании деловой ситуации найти и представить в пояснительной записке  ответы на следующие вопросы:
С помощью матрицы Анкоффа проанализировать существующие стратегии    НИОКР компании.
Выходит ли компания на рынок с новыми изделиями, или происходит доработка старых, уже выпускавшихся изделий? 
Какова доля новой продукции в выпуске продукции компании?
Как в компании организовано проектирование?
По какой технологии выпускается продукция? (Представить описание технологического процесса).
Использует ли компания маркетинговый подход к НИОКР?
Какие задачи НИОКР определяют выявленные на рынках компании ЗВФ и КФТ, особенно КФТ, чувствительные к потере заказа?
Оценить потребительскую ценность новой продукции компании с помощью модели «Дом качества».
Как организована техническая подготовка производства новой продукции?
Существует ли отдельный участок для изготовления оснастки, выпуска опытных образцов, установочных партий новых изделий, или для этого используется оборудование серийного производства?
Использует ли компания современные программные средства, обеспечивающие параллельное проектирование, позволяющее совместить НИОКР и техническую подготовку производства? 


При анализе стратегий НИОКР оценивается конкурентоспособность продукции компании на каждом рынке. При разработке продукта, предназначенного для рынка, занятого аналогичным уже освоенным продуктом, выпускаемым конкурентом, успех будет зависеть от разработки либо более дешевого, либо имеющего большую потребительскую ценность продукта. Следует отметить, что повышение технического уровня продукта для повышения его потребительской ценности, как правило, сопровождается возрастанием издержек НИОКР и производства. Правильное решение, какую позицию продукт займет на рынке, имеет ключевое значение для его будущего успеха; для этого необходимо проведение маркетинговых исследований.

Компания может применять различные типы стратегий НИОКР. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Небольшим компаниям обычно не хватает ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные распределяют свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер должен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании, более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации конкурентов. Успешность той или иной стратегии НИОКР можно оценить с помощью матрицы Анкоффа «Продукт – рынок» (рис. 13).

РЫНОК

существующий

новый

ПРОДУКТ

существующий

Глубокое проникновение

на рынок

Расширение рынка сбыта

новый

Совершенствование старого или создание нового продукта

Диверсификация