Шаг 2. Ранжирование
потребительских требований
Следующий шаг, экспертная оценка рейтингов потребительских требований, также осуществляется специалистами по маркетингу. Нельзя создать продукцию, отвечающую всем потребительским требованиям; поэтому список следует упорядочить по степени их важности. Результат проделанной работы представляет столбец с цифрами, выбранными из ряда [1,2,3,4,5], указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований.
Шаг 3. Бенчмаркинг
Третий шаг, оценка конкурентов, помогающий представить в удобном и наглядном виде информацию о том, как обстоит дело с главными конкурентами, также осуществляется специалистами по маркетингу. Для этого необходимо выбрать двух самых близких конкурентов: конкурента "А" с чуть большей рыночной нишей, и конкурента "В" с чуть меньшей рыночной нишей. Чтобы иметь ясное и наглядное представление о конкурентоспособности продукции необходимо оценить как изделия конкурентов, так и собственное изделие с точки зрения способности удовлетворить потребительские требования.
Эта процедура аналогична процедуре шага 2: способность удовлетворить потребительские требования экспертно оценивается по шкале оценок от пятерки до единицы. Результаты оценок свойств изделия конкурента "А" следует обозначить, например, треугольником, результаты оценок свойств изделия конкурента "В" - квадратом. Собственное изделие тоже необходимо оценить с точки зрения способности удовлетворить потребительские требования, обозначив его свойства, например, кружочком. В результате такого анализа складываются профили изделий: в каждой строчке на шкалу оценок [1,2,3,4,5] наносятся три значка (треугольник, квадрат и кружочек), после чего путем соединения всех треугольников строится профиль изделия конкурента "А", путем соединения всех квадратов - профиль изделия конкурента "В", путем соединения всех кружочков - исходный профиль своего изделия. Такое сравнение называется процедурой бенчмаркинга.
Шаг 4. Технические характеристики
Одновременно с опросами и обработкой результатов маркетинговых исследований создается группа разработчиков нового изделия. На первом этапе работы группа разработчиков должна подготовить список технических характеристик будущего изделия, способных с точки зрения участников группы, удовлетворить потребительские требования и предложить их в качестве результата данного этапа. Этот список необходимо расположить горизонтально.
Шаг 5. Матрица зависимостей "потребительских требований - технических характеристик"
Этот этап осуществляется с целью получить ответ на вопрос: как зависит каждое потребительское требования от каждой технической характеристики изделия. Для этого строится центральная часть дома, представляющая собой таблицу (матрица зависимостей "потребительских требований - технических характеристик"), столбцы которой соответствуют техническим характеристикам, а строки потребительским требованиям будущего изделия. Число клеток в таблице равно произведению числа строк на число столбцов. В клетках таблицы отмечается уровень зависимости потребительских требований - технических характеристик. Оценка связей потребительских требований (если они есть) и технических характеристик производится путем присвоения следующих весовых коэффициентов:
- сильным связям - коэффициент 9;
- средним связям - коэффициент 3;
- слабым связям - коэффициент 1.
Если у какой-то технической характеристики изделия весь столбец окажется пустой, это значит, что выбор значения этой характеристики в процессе разработки продукции не имеет никакого значения для рынка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.