Стратегия инновационного развития предприятия. Методические указания по выполнению лабораторных работ., страница 27

Шаг 2. Ранжирование потребительских требований 

Следующий шаг, экспертная оценка рейтингов потребительских требований, также осуществляется специалистами по маркетингу. Нельзя создать продукцию, отвечающую всем потребительским требованиям; поэтому список следует упорядочить по степени их важности. Результат проделанной работы представляет столбец с цифрами, выбранными из ряда [1,2,3,4,5],     указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований.

 


Шаг 3. Бенчмаркинг

Третий шаг, оценка конкурентов, помогающий представить в удобном и наглядном виде информацию о том, как обстоит дело с  главными конкурентами, также осуществляется специалистами по маркетингу.  Для этого необходимо выбрать двух самых близких конкурентов: конкурента "А" с чуть большей рыночной нишей, и конкурента "В" с чуть меньшей рыночной нишей. Чтобы иметь ясное и наглядное представление о конкурентоспособности продукции необходимо оценить как изделия конкурентов, так и собственное изделие с точки зрения способности удовлетворить потребительские требования.

Эта процедура аналогична процедуре шага 2: способность удовлетворить потребительские требования экспертно оценивается по шкале оценок от пятерки до единицы. Результаты оценок свойств изделия конкурента "А" следует обозначить, например, треугольником, результаты оценок свойств изделия конкурента "В" - квадратом. Собственное изделие тоже необходимо оценить с точки зрения способности удовлетворить потребительские требования, обозначив его свойства, например, кружочком. В результате такого анализа складываются профили изделий: в каждой строчке на шкалу оценок [1,2,3,4,5] наносятся три значка (треугольник, квадрат и кружочек), после чего путем соединения всех треугольников строится профиль изделия конкурента "А", путем соединения всех квадратов - профиль изделия конкурента "В", путем соединения всех кружочков - исходный профиль своего изделия.   Такое   сравнение  называется процедурой   бенчмаркинга.

Шаг 4. Технические характеристики

Одновременно с опросами и обработкой результатов маркетинговых исследований создается группа разработчиков нового изделия. На первом этапе работы группа разработчиков должна подготовить список технических характеристик будущего изделия, способных с  точки зрения участников группы, удовлетворить потребительские требования и предложить их в качестве результата данного этапа. Этот список необходимо расположить горизонтально.

Шаг 5. Матрица зависимостей "потребительских требований -    технических характеристик"

Этот этап осуществляется с целью получить ответ на вопрос: как зависит каждое потребительское требования от каждой технической характеристики изделия. Для этого строится центральная часть дома,  представляющая собой таблицу (матрица зависимостей "потребительских требований - технических характеристик"), столбцы которой соответствуют техническим характеристикам, а строки потребительским требованиям будущего изделия. Число клеток в таблице равно произведению числа строк на число столбцов. В клетках таблицы отмечается уровень зависимости потребительских требований - технических характеристик. Оценка связей потребительских требований (если они есть) и технических характеристик производится путем присвоения следующих весовых коэффициентов:

-  сильным связям - коэффициент 9;

-  средним связям - коэффициент 3;

-  слабым связям - коэффициент 1.

Если у какой-то технической характеристики изделия весь столбец окажется пустой, это значит, что выбор значения этой характеристики в процессе разработки продукции не имеет никакого значения для рынка.