1. Догмат. Теологичность. Богооткровенность. «Догмат» - греч., «докейн» = «думать, считать, полагать»; «дедогми» = «решено, установлено». Платон, Сенека – нормы справедливости, нравственного закона. НЗ = два смысла = 1) Лк.2:1 – указ кесаря Августа о переписи + Деян.16:4 – Постановления 1-го Иерус.Ап.Соб. 51г. 2) Кол.2:14; Еф.2:15 «догмат» - христианское учение во всей полноте (до нач. IV в. Иустин Фил., Климент Алекс., Ориген); с IV в. Кирилл Иер., Гр. Нис., Ин. Златоуст – начало систематизации христ. уч-я, вводится различие вероучительных (догматов) и нравоучительных истин. Далее, догматы – вероучительные истины, обсуждаемые и утверждаемые на Вселенских Соборах.
Теологичность (вероучительность) – свойство догматов по содержанию, что говорит о гл. предмете = о Боге, о Его домостороительстве, а чел-к и мир лишь по отношению к Богу, эти истины стоят выше чел-ка опыта и возвести их в степень достоверности может только Бож-е Откровение. Богооткровенность – сво-во догматов по способу их получения = результат Бож.Откровения (принцип-е отличие от научных и фил-х истин = относительны, а догматы Бож.Откр-я = абсолютны, неизменны). Гал.1:1-12 = «Возвещаю вам, братия, что Еванг… я принял не от чел-ка, но через откр. И.Х.»м = догмат есть Богооткровенность, вероуч. истина, преподан. И.Х. и проповед. Апостолами.
2. Догмат. Догмат – теологическая богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Церковность – сво-во догматов по способу их существования = только Вселенская Церковь может за той или иной христ-й истиной веры признать догм-й авторитет и значение (догмат основан на Откровении, дарованном Церкви, а не отдельным лицам, которая хранит и распространяет Откр-ие через Предание, она есть «столп и утв-е истины», только она правильно истолковывает и устанавливает за истиной Откр. значение догмата).
Законообязательность (общеобязательность) – характеризует отношение христианина к догмату и его содержанию. 1) формально через Церковь, обязанность, дисциплина, иначе не христианин. 2) сотериологическая законообязанность, т.к. догматы необходимы для спасения, т.е. догматическое сознание определяет ход внутренней духовной жизни (прп. Силуан Афонский), защищает от ересей.
3. Бож. Откровение = «то, что Сам Бог открыл чел-кам, дабы они могли право и спасительно веровать в него, и достойно чтить Его» (ПК=правосл-й катихизис свт. Филарета, с.7). В ВЗ Бог постепенно открывал людям знания о Себе, в НЗ мы имеем завершение и исполнение ВЗ-откровения в лице И.Х., Который «в полноте и совершенстве принес на землю Окровение Божие» (ПК, с.8); Евр.1:1-2 «Бог, многократно и многообразно, говоривший издревле отцам в пророках», т.е. И.Х. открыл нам все необходимое для спасения, т.к. Он сам Бог, Сын Божий «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть»(Мф.11:27) = во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно, т.к. во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе = «сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15).
Естественное богопознание = 1) путь космологического умозаключения = через созерцание тварного космоса уразумеваем Творца и прмыслителя «небеса проповедуют славу божию, и о делах рук Его возвещает твердь» (Пс.18:2), «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20) + 2) = путь самопознания = уму свойственна мысль о существовании Бога, внутри нас есть голос совести и нравственный закон, мы стремимся к благу, к блаженству, история чел-ва не есть цепь случайностей, а управляется Промыслом.
4. Богодухновенность Свящ.Писания = по опр. ПК, с. 11 Свщ.Писание есть «книги, написанные Св.Духом через освящ-х от Бога людей, называемых Пророками и Ап-ми, наз. Библией (книги)» = отличительный признак Свщ. Писания является богодухновенность (единственный их автор Сам Бог), но Св.Дух не есть лишь «цензор», ни люди не есть пишущие «автоматы», а Бог вдохновляет авторов священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и нравственное содержание книг, но личная самостоятельность чел-ка не устраняется, это творческий процесс, напряженный интеллектуальный труд, чел-к выступает в роли соавтора = библ.книги разнятся по стилю и языку, по индивидуальным особенностям авторов (книги свв. Отцов и гимнография не богодухновенна = субьект творчества чел-к, а Бог вдохновляет) = «рассудилось и мне, по тщательному исследованию, по порядку описать…» (Лк.1:3).
Две стороны Свящ. Писания: 1) Св.Писание заключает в себе Богооткровенную Истину; 2) истина выражена на языке людей опр. культуры и эпохи. Богооткровенаая Истина относится только к веро- и нравоучительным истинам, но не означает непогрешимости Библии с точки зрения естественных и исторических наук.
5. Священное Предание = форма сохранения и распространения Церковью своего учения, т.е. Бож.Откровения. Свящ.Предание освящено авторитетом Свящ.Писания «стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15), «О, Тимофее! Предание сохрани» (1Тим.6:20), «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам,… ибо я от Самого Бога принял то, что и вам передал» (1Кор.11:2,23). Церковь получила Предание от Ап-ов, они от Христа, Он от Бога (по Тертуллиану) – неразрывная цепь о поколения к поколению, а разрыв с Преданием = отпадение от Бога. Но это нечто большее, чем передача информации, ибо чтобы понимать, надо иметь знание о Боге, т.е. иметь личный опыт богообщения.
Три уровня Св.Предания:
1) личный опыт бообщения на основе св. книг, икон, мощей, молитвы, богослужений, канонич-х правил;
2) личный пример св. отцев, опыт их духовной жизни «подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16);
3) действие Св.Духа, учение Христа постигается только в свете Божественной благодати «никто не может назвать И.Х. Господом, как только Духом Святым»(2Кор.12:3) = истинно исповедать Христа может только сердце во Святом Духе (прежде всего церковные таинства). До револ. Свящ. Предание и Писание противопоставлялись, как две формы Бож. Откровения (катихизис Филарета, с.10) = латинское схоластическое влияние, что предание лишь некая сумма информации о Боге и дух.жизни, но в православии = это живой опыт богообщения и богопознания. Протестанты вообще не признают Предание и именно в противовес Католики настаивают на двух параллельных источниках вероучения, кот-е содержат не всю бооткров-ю истину, а часть. Свщм.Ириней Лионский (2-й в. Р.Х.) = Предание тождественно НЗ. Архим. Софроний (Сахаров) уч-к Силуана Аф. в сер. 20 в. = «Предание объемлет жизнь Ц. настолько, что само Писание есть лишь одна из форм его»(для удобства сохранения и Пользования), свт. Филарет = «Писание –упроченный вид Предания». Лосский = «Предание есть жизнь Св.Духа в Ц.», т.е. это вечно живая память Церкви, это = преемственная передача богооткровенной истины, источник вероучения, неотличимо от Бож.Откровения, память Ц. со дня 50-цы. Свящ.Писание – одна из форм свящ.Предания, но есть и иные формы, кроме библейских книг = формальное предание = 1) символы веры; 2) ап.правила и каноны; 3) опр. Вс. и некот. Пом. Соб.; 4)литургика, иконопись, гимнография и т.д.; 5) муч.акты и жития святых; 6) древние церковные истории; 7) творения св.отцов и уч-й Ц.; 8) богослуж.церковная практика, обычаи благочестия, традиции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.