47. Грехопадение прародителей = До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения прародители и до падения были способны различать добро и зло. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла: "Нехорошо быть человеку одному " (Быт.2:18) = определение зла - по сущности оно есть разделение, одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения. Если бы прародители до грехопадения совершенно не различали добра и зла, то они были бы безответственны, и грех не мог бы быть им вменен. Нравственная вменяемость предполагает не только знание, но и свободу. Первая причина падения (повод) был змей; вторая – они сами, Ева поверила змию более, чем Творцу, увлеклась мечтой стать равной Богу, что родило тройную похоть (плоти, очей, гордости житейской), Адам послушался более жены, чем заповеди Бога, из-за пристрастия к ней, а не по необходимости. Заповедь была легка + ограждена страшной угрозой + в них постоянно обитала благодать Божия = все условия для соблюдения заповеди. Почему Бог все-же дал диаволу искушать их и пасть им = даровав свободу, Бог потребовал добровольного исполнения добродетели, а не по необходимости – это было необходимое испытание свободной воли, чтобы добродетель была личностным выбором, а не просто природным свойством. Создание существа чувственно-духовного необходимо для вселенной: «Знал, что Адам падет, но приготовил врачество для возстания, попустил чел-ку испытать смерть, чтобы научить, чего чел-к может достичь сам, а чем пользовался по благодати, Бог видел, что от Адама произойдут дивные пророки, апостолы и облака мучеников, источающие благочестие»И.Зл. . Сущность грехопадения = есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди - поста, воздержания, пост есть приуготовление, необходимое испытание его свободной воли, чтобы добродетель человека являлась непросто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором = Бог попускает диаволу искушать чел-ка = рано или поздно этот пост должен был окончиться и увенчаться причастием чел-ка Богу, переходом чел-ка на более высокую ступень совершенства. За грехом прародителей - нежелание нести свой крест. Человеку был предложен труд физический "возделывать и хранить "рай (Бьгг. 2:15), интеллектуальный (наречение имен животных (Быт. 2:19- 20)) и постнический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь змия - "вкусите ... и вы будете, как боги" (Быт. 3,5) — путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, без труда, прежде всего нравственного: грехопадение — это комплекс греховных действий и состояний. Центральное место среди них занимает гордость = сознательное или бессознательное стремления, стать богом помимо Бога. Бог дает первым людям возможность покаяться, но гордость толкает их на путь самооправдания..
48. Следствия грехопадения= проклятия. Проклятие не месть Бога за нарушение Его воли = грех саморазрушителен, чел-к совершил противоестественный выбор и навязал всему материальному космосу. Будучи всемогущим, Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого = проклятие = изменение состояния чел-ской природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования чел-ка для исправления чел-ка через смирение его гордыни и приведение его к покаянию,проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, как Источником жизни = Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Последствия в отнош. Бога и чел-ка: до грех-ния отношения радостного послушания, общения с Богом, душа и тело человека были "пропитаны" благодатью, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение вызывает в человеке не чувство любви и радости, а страх (Быт.3: 10) = чел-к уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх.33:20). Последствия в природе человека: = дух, душу и тело имели строгое соподчинение = дух к Богу, душа подчинена духу, тело – орудие души = весь материальный мир был продолжением чел-кой телесности. Грех опрокинул эту изначальную иерархию = дух и душа без связи с Богом порабощаются телу, как источнику страстей = ложная духовность. Без благодатной помощи чел.природа не способна к бесконечной регенерации, ресурс человеческой природы начинает истощаться, наше естество становится тленным - это означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталость от труда, физическая боль ит.д.) + означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы – в итоге смерть, самое главное и самое страшное следствие грехопадения. Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, грех обладает свойством накапливаться - в конце концов уподобился бы демонам (смерть духовная). Попущение смерти и изгнание человека из рая, делающее недоступным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества + неотвратимость смерти открывает для чел-ка путь покаяния. Последствия в отношениях между людьми: грех атомизировал чел-кую природу, по замыслу Творца чел-к изначально представлял собой множество лиц, существующих в единстве природы (Быт.1:27), Адам и Ева как бы проникали друг друга, составляя единое целое, между ними не было внешней границы = грех рассекает эту внутреннюю соборность чел. естества, каждая личность замыкается в самой себе как бы в некоей скорлупе, а других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе = (ПК) "В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя —индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь " = первым следствием греха явилось чувство стыда (Быт.3:7), между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды. Последствия между миром и человеком: явилось поистине космической катастрофой, чел-к является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира и возможность усваивать Божественную благодать, чтобы (Гр.Нисс.) «единая некая благодать равночестно проходила по всей твари...» + "вся тварь совокупно стенает и мучается доныне" (Рим. 8:22) = владыка твари (Быт. 1:28) утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания = земля отказывается кормить своего хозяина, произращая "терния и волчцы" (Быт.3:18).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.